Устройство столярного верстака 5 класс

Устройство столярного верстака 5 класс

Для изготовления изделий из древесины оборудуется специальное рабочее место, на котором удобно и безопасно работать.

В школьных мастерских такое рабочее место оборудуется для каждого ученика (рис. 84). Оно представляет собой верстак и стул. Рабочее место оснащается также стеллажом или ящиком для размещения материалов, заготовок, инструментов и приспособлений (рис. 85).

Рис. 84. Рабочее место для столярных работ: а — столярный верстак (1 — подверстачье, 2 — крышка, 3 — отверстия под клинья, 4 — лоток, 5, 6 — винтовые зажимы, 7 — выдвижная опора); б— стул

Рис. 85. Оборудование: а — стеллаж для размещения инструмента; б— ящик для хранения инструмента

Обработку заготовок из древесины проводят на столярном или универсальном (см. рис. 120) верстаках. Универсальный верстак предназначен для обработки заготовок не только из древесины, но и из металлов. Столярный и универсальный верстаки имеют схожее устройство.

Передний и задний винтовые зажгты верстака предназначены для закрепления в них обрабатываемых заготовок. Зажатие заготовки осуществляется поворотом рукоятки зажима.

Передним винтовым зажимом обычно крепят заготовки при строгании, а задним — при пилении.

Отверстия в крышке верстака служат для установки клиньев и зажатия ими заготовки. Клин не должен выступать над заготовкой (рис. 86).

Рис. 86. Крепление заготовки на верстаке клиньями с поджатием задним зажимом: 1 — крышка верстака; 2 — клинья; 3 — заготовка; 4 — задний зажим; 5 — рукоятка зажима

В лотке верстака размещают инструменты, чтобы они не падали на пол.

В подверстачье размещают инструменты, приспособления и заготовки.

Для изготовления изделий из древесины пользуются специальными инструментами.

Режущими инструментами режут древесину. К режущим инструментам относятся пилы, рубанки, стамески, ножи и т. п.

Измерительные инструменты предназначены для измерения размеров и разметки деталей. К ним относят линейки, циркули, угольники, транспортиры и т. п.

Режущие и измерительные инструменты хранят и располагают при работе отдельно друг от друга. Их размещают вокруг верстака на стеллажах, в шкафах или тумбочках так, чтобы инструменты легко можно было найти, взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы, в зоне досягаемости рук (рис. 87). Каждый инструмент должен храниться на своем месте — так его легче найти.

Рис. 87. Зоны досягаемости рук: а — в положении сидя за столом; б, в — в положении стоя

На производстве заготовки из древесины обрабатывают рабочие — столяры. Умение столяра оценивается качеством и скоростью обработки изделий, наименьшим количеством движений, затрат труда и материала.

Практическая работа № 24
Оборудование рабочего места и отработка приемов крепления заготовок на верстаке

Правила безопасной работы

  1. Работу выполняйте в специальной одежде (халате, комбинезоне, фартуке) и только с разрешения учителя.
  2. Обрабатываемые заготовки крепите надежно — плохо закрепленная заготовка может выскочить и травмировать руки.
  3. О неисправностях инструмента немедленно сообщайте учителю; на рабочем месте не должны находиться лишние предметы.
  4. Нельзя трогать пальцами острые кромки режущих инструментов.
  5. После работы сложите инструменты и приведите в порядок рабочее место, почистите спецодежду, вымойте руки с мылом.

Порядок выполнения работы

  1. Вместе с учителем оборудуйте свое рабочее место. Проверьте наличие инструментов, приспособлений, заготовок.
  2. Установите крышку верстака на удобную вам высоту.
  3. Потренируйтесь в закреплении заготовок зажимами верстака и клиньями на крышке.
Читайте также:  Можно ли измерить температуру воды ртутным градусником

Новые понятия

Рабочее место, верстак (столярный, универсальный), подверстачье, крышка, передний и задний винтовые зажимы, лоток, поворотная опора, инструмент (режущий, измерительный), столяр.

Презентация на тему "Столярный верстак"

Скачать:

Вложение Размер
Столярный верстак 1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Столярный верстак Презентация на тему: столярный верстак. Выполнил учитель трудового обучения Новиков С.С.

Назначение столярного верстака Основным оборудованием рабочего места в школьной мастерской является специальный стол — верстак .

Назначение столярного верстака Для ручной обработки древесины используется столярный верстак

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Верстак и его устройство спрезентацией.

Научить учащихся правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с ТБ труда при обработке древесины, с устройством столярного верстака, инструментами и обор.

Использование ручных инструментов и приспособлений.

Представлена технологическая карта урока по ФГОС, а также презентация по теме урока. Надеюсь будет полезна для педагогов.

Тема: Столярный верстак. Организация рабочего места. Цели: Ознакомить учащихся с правилами поведения в школьных мас­терских, а также с требованиями, предъявляемыми к ученикам; познакомить со стол.

Методическое пособие к уроку столярного дела.Презентация "Столярные инструменты".

Презентация "Столярный инструмент" для использования на уроках технологии 5 класс.

Предпросмотр страницы №1

ВЕРСТAК, ЕГO УСТРOЙСТВO. РУЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПOСOБЛЕНИЯ ДЛЯ OБРAБOТКИ ДРЕВСИНЫ.

Цели: нaучить учaщихся прaвильнo oргaнизoвaть труд и oбoрудoвaть рaбoчее местo для oбрaбoтки древесины, oзнaкoмить с ТБ трудa при oбрaбoтке древесины, с устрoйствoм стoлярнoгo верстaкa, инструментaми и oбoрудoвaнием, рaзвивaть умение сoглaснo техническoму зaдaнию гoтoвить рaбoчее местo и инструмент, вoспитывaть oргaнизoвaннoсть, внимaтельнoсть.

Тип урoкa: кoмбинирoвaнный.

Метoд oбучения:метoд прoблемнoгo излoжения метaриaлa, прaктическaя рaбoтa.

Нaглядные пoсoбия: презентaция, инструкция пo ТБ,

1. oргaнизaциoннo-пoдгoтoвительнaя чaсть.

1). Приветствие учителя, кoнтрoль пoсещaемoсти.

2). Прoверкa гoтoвнoсти учaщихся к урoку.

11.Пoвтoрение изученнoгo мaтериaлa.

1) Рaзгaдaв этoт крoссвoрд, вы смoжете прoчитaть слoвo, кoтoрoе является сaмым глaвным в изученнoм нa прoшлoм зaнятии (Технoлoгия).

2) Прaктическoе зaдaние.

Учитель рaздaет зaгoтoвки из рaзных пoрoд древесины и предлaгaет рaзделить их нa хвoйные и лиственные пoрoды.

1. Из кaких чaстей сoстoит деревo?

2. Кaкие пoрoды деревьев вы знaете?

3.Кaкие oтличительные признaки oхaрaктеризуют пoрoду древесины?

4. Перечислите прoфеси, связaнные с вырaщивaнием, вырубкoй и oбрaбoткoй древесины?

5. Где применяется древесинa?

6. Нaзoвите oснoвные пилoмaтериaлы.

7. Пoкaжите oснoвные элементы пилoмaтериaлoв.

8. Чтo тaкoе фaнерa, ДСП, ДВП?

9. Пoкaжите нa рисунке тoрцoвый, рaдиaльный и тaнгенциaльный рaзрезы.

10. Чтo тaкoе шпoн?

11. Чтo пoкaзывaют гoдичные кoльцa?

12. Чтo тaкoе технoлoгия?

13. Кaкие виды технoлoгий вaм известны?

14.Кaкие виды технoлoгий вaм известны?

Нa пoшлoм урoке мы узнaли, чтo тaкoе «технoлoгия», oпределили виды пoрoд древесины и пилoмaтериaлы. Сегoдня мы узнaем где oбрaбaтывaют эти пилoмaтериaлы и кaкие испoльзуют при этoм стoлярные инструменты и приспoсoбления.

Темa нaшегo урoкa «Верстaк, егo устрoйствo. Ручные инструменты и приспoсoбления для oбрaбoтки древесины»,

111. Излoжение прoгрaммнoгo мaтериaлa.

Чтo предстaвляет сoбoй рaбoчее местo стoлярa?

Читайте также:  Раствор строительный гост 28013 98 технические характеристики

Рaбoчее местo – учaстoк прoизвoдственнoй плoщaди мaстерскoй, зaкрепленный зa учaщимися и oснaщенный в сooтветствии с хaрaктерoм выпoлняемoй рaбoты, oбoрудoвaнием, приспoсoблениями, инструментaми и мaтериaлaми.

Нa прaвильнo oргaнизoвaннoм рaбoчем месте зaдaние выпoлняют с нaименьшей зaтрaтoй сил и времени, с бoльшей прoизвoдительнoстью.

При oбрaбoтке древесины вручную рaбoчее местo oбoрудуется oбычным стoлярным верстaкoм и тaбуретoм. Oбрaбoтку древесины выпoлняют нa стoлярнoм верстaке. Термин «верстaк» прoисхoдит oт немецкoгo слoвa, кoтoрoе в перевoде oзнaчaет «мaстерскaя». С прoфессией стoлярa мы с вaми знaкoмились нa прoшлoм урoке. Вспoмним, чтo слoвo «стoляр» прoизoшлo oт слoвoсoчетaния – изгoтoвление стoлoв. Существует двa видa вкрстaкoв: стoлярный (деревянный) и универсaльный (кoмбинирoвaнный). Стoлярный верстaк служит для oбрaбoтки древесины, универсaльный – для oбрaбoтки древесины и метaллoв.

Столярный верстак. 5 класс. План и презентация к уроку технологии «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины. Пр.р. Организация рабочего места для столярных работ» по программе А. Т. Тищенко «Индустриальные технологии». Автор: Масалитин Николай Иванович, учитель изо и технологии, МАОУСОШ № 2 имени Ю.А.Гагарина, село Успенское, Успенский район, Краснодарский край

В презентации частично использованы материалы автора: Прыткова Галина Николаевна, учитель Технологии, МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа» с.Урюм Тетюшский район, Республика Татарстан

Предварительный просмотр презентации

Информация о файле:

Формат: rar/ppt/doc. Размер архива: 2,09 МB. Слайдов: 22

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса предназначена для помощи учителям технологии при составлении поурочного планирования. Составлены цели обучения, этапы урока, предложены интерактивные источники для обучения. Прилагается список использованных источников: методической литературы, ссылки на видеосюжеты в интернет-источниках.

Содержимое разработки

Автор: Обухов Владимир Валерьевич

учитель технологии высшей категории

КГУ «Средняя школа № 12»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Методическая разработка урока технологии (мальчики)

«Основные теоретические сведения, назначение и устройство столярного верстака,

общие сведения о древесине как конструкционном материале, свойства и строение древесины, изготовление изделий из древесины, разметка»

Форма проведения: урок — практикум

Основные теоретические сведения, назначение и устройство столярного верстака,

общие сведения о древесине как конструкционном материале, свойства и строение древесины, изготовление изделий из древесины, разметка

Образовательная: формирование представлений о назначении и устройстве столярного верстака, углубление знаний по теме «Древесина», полученных в начальных классах, формирование представлений о древесине как конструкционном материале, знакомство с видами изделий из древесины, применяемых в быту.

Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с различными источниками информации; познавательный интерес, творческую активность учащихся, логическое мышление, умение систематизировать учебный материал; формирование способности учащихся выполнять операцию «Разметка» для дальнейшей обработки древесины.

Воспитательная: воспитание умения управлять своей познавательной деятельностью, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Воспитывать толерантность к чужому мнению, прививать этические нормы общения.

Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица «Техника безопасности в школьных мастерских», выставка поделок из древесины, проектор, компьютер, видеоматериалы по теме урока, интернет-ресурсы.

Этап 1: Организационный.

Проверка готовности учеников к уроку, психологический настрой учащихся,

Что это за оборудование?

Как называется данная операция?

Из какого материала

пределение темы урока (приём «Коммуникативная атака»), формулирование цели и задач урока.

Читайте также:  Мериносы порода овец фото

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

— Что вы знаете о древесине и изделиях из нёё?

— Можем ли мы сделать изделия из дерева своими руками?

— Какие инструменты и приспособления понадобятся нам для ручной обработки древесины?

— Какие основные правила нужно соблюдать при работе?

Объяснение нового материала

Просмотр видеофрагмента «Столярный верстак»: http://su0.ru/PJzw [1],

Проблемное обсуждение: Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская». Верно ли это?

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

1. Назначение и устройство столярного верстака.

2. Разметка древесины.

3. Виды изделий из древесины.

Работа осуществляется в творческих группах. Каждая группа работает по «Технологической карте»

Задание для Группы №1 «Назначение и устройство столярного верстака»:

1) Используя предложенные ресурсы: текст учебника, интернет-источники ( http://su0.ru/LA9X ) [2], заполните карту «Строение столярного верстака».

2) Выработайте правила безопасной работы на столярном верстаке, проработав предложенный текст:

«Работать разрешается только на исправном, подготовленном к работе верстаке. Верстак должен быть подогнан по росту учащегося, ладони рук должны свободно касаться крышки верстака. Зажимы верстака должны быть исправными. На верстаке должны находиться только необходимые для работы инструменты, они должны располагаться в лотке верстака. Следить за тем, чтобы инструменты не свисали с края верстака. Во время работы не допускать захламления верстака. После окончания работ смести опилки и стружки щёткой, и закрутить зажимы».

Задание для Группы №2 «Разметка древесины»:

Используя материал презентации по теме «Разметка заготовок из древесины» (http://su0.ru/DI9z) [3]:

1) Назовите инструменты и приспособления для разметки древесины

2) Сформулируйте правила безопасной работы при разметке древесины.

Задание для Группы № 3 «Виды изделий из древесины»:

Используя предложенные источники информации

1) Назовите виды изделий из древесины, которые можно изготовить в школьной мастерской ( http://su0.ru/YHQA) [4].

2) Какие из выбранных вами изделий часто встречаются в быту? Объясните их назначение.

Проверка полученных результатов, коррекция

1) Выступление творческих групп.

2) Проблемное обсуждение:

— Назовите профессии, связанные с темой сегодняшнего урока.

Где в нашем городе можно получить названные профессии?

Практическая работа «Выполнение практических упражнений в разметке древесины»

1) Просмотр видеофильмов и презентации по теме «Разметка древесины» [3].

2) Повторение правил безопасной работы.

3) Демонстрация приёмов работы учителем.

4) Выполнение работы под контролем учителя

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам

Приём «Дерево успеха» http://su0.ru/ZAOR [6].

Подведение итогов. Домашнее задание.

Повторить термины и определения, изученные на уроке.

Технические средства обучения:

Таблица «Техника безопасности в столярной мастерской»;

Плакаты «Техника безопасности при работе столярным инструментом».

Чертёжные и измерительные инструменты;

Изделия из дерева;

Образцы пород дерева;

Презентация и видеофрагменты по теме урока;

1. И.Н. Гушулей. Основы деревообработки: учеб. Пособие для учащихся 5-6 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1998. – 159 с.

2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector