Усилитель в штатную магнитолу

Усилитель в штатную магнитолу

Подключение усилителя к штатному головному устройству
Начнем с простого. В автомобильной аудиосистеме подключение внешнего усилителя мощности к отдельно купленному источнику сигнала — будь-то CD-ресивер, мультимедийная станция, медиаресивер или что-нибудь еще, по привычке продолжающее называться "магнитолой" — не вызывает никаких сложностей. Для этого служат представленные RCA-разъемами линейные аудиовыходы (т.е. предназначенные для передачи сигнала линейного уровня) на источнике сигнала и соответственно — аудиовходы на усилителе. Так что озаботиться придется лишь сопутствующими задачами, а именно — выбором соответствующего по качеству, числу каналов и длине межкомпонентного (межблочного) кабеля с RCA-разъемами. Единственная загвоздка может возникнуть, если число линейных выходов на источнике сигнала меньше, чем число нужных входов на одном или нескольких усилителях аудиосистемы. К примеру, на источнике их может быть одна пара (т.е. левый и правый каналы стереопары), а на 4-канальном усилителе — две пары (одна пара для фронтальных каналов, а вторая — для тыловых, или сабвуферного канала, оперирующего суммой двух каналов). Заминка с легкостью разрешается с помощью селектора входов, которым оборудовано подавляющее большинство современных усилителей с числом каналов больше двух — эта функция служит для повторения входного сигнала для тех каналов, которым его "не досталось". Если в этой же ситуации усилителей два или даже больше, то на помощь приходят линейные выходы усилителей — они есть не у каждой модели на рынке; тем не менее, фигурируют в оснащении очень часто. Сигнал с таких линейных выходов либо в точности повторяет входной, либо оказывается пропущенным через цепи контроля звучания усилителя — скажем, через кроссовер.

Куда более затейливые операции предстоят при подключении усилителя к штатному головному устройству — а именно так с современными автомобилями чаще всего и бывает. Не секрет, что штатные "магнитолы" изначально для этого не приспособлены: линейные аудиовыходы у них отсутствуют. Тем не менее, задача всегда разрешима: для этого есть масса способов, отличающихся как по качеству звучания, так и по сложности и дороговизне практической реализации.

Подключение через высокоуровневые входы
Это самый простой и как следствие — чрезвычайно популярный способ подключения. На вход усилителя подается сигнал от головного устройства, изначально предназначенный не для усилителя, а для динамиков — т.е. уже прошедший усиление в не слишком качественном и хлипком встроенном усилителе головного устройства. Для сравнения: величина сигнала линейного уровня составляет несколько вольт (типовое значение — 1-2 В, у источников повышенного класса доходит до 4-5 Вт, изредка — до 8 В), а высокоуровневый сигнал от штатного источника превышает десяток, а то и два десятка вольт — отсюда он и получил свое название. Для реализации такого подключения усилитель должен иметь соответствующее оснащение — высокоуровневые входы. Они есть не у каждой модели, но в последних поколениях младшего/среднего, а иногда — и высокого класса, у многих производителей присутствуют часто.

Точно также обстоят дела с подключением активных корпусных сабвуферов, чей встроенный усилитель мощности по способу коммутации полностью идентичен отдельным внешним усилителям. Разница лишь в том, активные сабвуферы с высокоуровневыми входами встречаются куда как чаще (на самом деле, вероятность встретить у них такое оснащение близка к 100%), чем внешние усилители. Кроме того, для упрощения инсталляции в комплектации сабвуферов нередко можно обнаружить готовый кабель подачи питания нужного сечения и длины, с предохранителем, а то и с комплектом кабелей для передачи аудиосигнала.

Потеря качества звучания при высокоуровневом подключении часто служит источником суровой критики, но стоит разобраться — насколько она существенна? Если речь идет о первой "взрослой" аудиосистеме, с младшими версиями усилителей и соответствующего уровня динамиками, то недостатки высокоуровневого подключения легко простить. Если проводится апгрейд штатной системы путем всего лишь добавления сабвуфера для улучшения баса, то разница в способах подключения и вовсе оказывается пренебрежимо малой — результирующим будет качество звучания основных динамиков, а оно остается в таком случае неизменным. Другое дело — аудиосистемы высокого уровня у искушенной аудитории. Там недостатки звучания из-за наличия неустранимых искажений уже будут гораздо заметнее и заставят всеми способами искать альтернативный способ подачи более чистого аудиосигнала. Не будем забывать о том, что чем выше класс техники, тем выше ее разрешающая способность — иными словами, тем сильнее она проявляет не только достоинства звучания, но и его недостатки. Скажем, те огрехи, которые буквально "режут слух" в динамиках за EUR 500, могут оказаться не слишком назойливыми в динамиках за EUR 100. И еще — штатное головное устройство в любом случае остается компромиссным и вынужденным источником сигнала, в каком бы виде он с него ни был получен: хоть по линейным выходам, хоть по высокоуровневым. Ни в механической начинке, ни в цифровой секции, ни в секции предварительного усиления штатного источника нет ничего близкого аудиофильской концепции, и не может быть. Так что выбирать среди линейного и высокоуровневого варианта — это все равно "из двух зол", и на начальном уровне часто побеждает второе в силу куда большей простоты и дешевизны.

Из вышесказанного можно сделать ошибочный вывод, что наличие высокоуровневых входов у усилителя служит свидетельством его низкого класса и неспособности к интересному для искушенной аудитории звучанию. Это не так: есть поистине замечательные и вовсе недешевые усилители, предназначенные для высококлассных аудиосистем с покупными источниками сигнала топ-класса, однако оснащенные "на всякий случай" (а точнее — вынужденный случай) также высокоуровневыми входами.

Более того, отсутствие высокоуровневых входов на усилителе вовсе не исключает возможность подачи сигнала подобным способом. Существует большое количество дополнительных внешних аксессуаров, преобразующих сигнал высокого уровня в линейный, они очень компактные (порой со спичечный коробок) и весьма недорогие. Но несмотря на утилитарность задачи, в этом случае, как и всегда, лучше остановить выбор на продукции производителей с хорошей репутацией.

Помимо отсутствия линейных выходов, штатные головные устройства преподносят еще один неприятный сюрприз: как правило, у них нет специального разъема для передачи управляющего включением/выключением внешнего усилителя сигнала. Дабы обойти это ограничение, современные усилители часто способны опознавать наличие сигнала на входах (некоторые — только на высокоуровневых, некоторые — также на линейных) и при его обнаружении автоматически включаться. Однако не у всех эти схемы работают корректно, порой приводя к ошибочному отключению усилителя, если входной сигнал слишком слабый. Скажем, встретился фрагмент пианиссимо в классическом произведении — а звучание пропало. У усилителей авторитетных производителей с развитыми "интеллектуальными" схемами слежения за входным сигналом такой неприятности можно не опасаться.

Подводные камни высокоуровневого подключения
При удачном стечении обстоятельств — к счастью, очень и очень распространенном, — единственным недостатком высокоуровневого подключения усилителя будет упомянутое снижение качества звучания по сравнению с подачей сигнала линейного уровня из-за ограничений и искажений встроенного усилителя. Но бывает и по-другому — к несчастью, не так уж редко, — когда прямое использование высокоуровневого подключения принципиально невозможно. Такие трудности возникают, когда сигнал от штатной системы для динамиков не просто усилен, но также прошел какую-то обработку: эквализацию (т.е. изменения тембра), фильтрацию (т.е. удалены частоты одного или нескольких регистров), или сдвинут по фазе. Вероятность встретить подобные неприятности резко возрастает с повышением цены автомобиля, а также в "премиальных" версиях штатных аудиосистем. Но и в простеньких массовых автомобилях тоже так бывает. Причины вмешательства в исходную чистоту звучания просты: автопроизводители (и OEM-поставщики штатных аудиосистем) пытаются скомпенсировать копеечным в реализации электронным путем врожденные недостатки используемых динамиков и способов их размещения. К примеру, если хлипкие и установленные далеким от герметичности способом штатные динамики начинают перегружаться на низких частотах, что сопровождается крайне неприятными звуками и грозит выходом динамика из строя, а также имеют очень слабую отдачу и протяженность на верхних частотах (а то и вовсе лишены ВЧ-головок), то тогда, скорее всего, на выходе штатного головного устройства (или внешнего блока обработки звучания) мы обнаружим обрезанный по басу сигнал и изрядно приподнятые высокие частоты. Работает принцип: "выпуклостью на вогнутость". Чаще всего это сопровождается изрядно приподнятым уровнем доступного мидбаса — чтобы отсутствие баса было не столь заметным. Поставив приличного качества и спроектированные в расчете на исходно ровный и полноценный аудиосигнал динамики, подключенные через внешний усилитель, мы услышим что-то, очень далеко отстоящее от достоверного звучания, …к тому же изрядно усиленное.

Как с этим бороться — все зависит от величины проблемы. Если "подрезанный" бас все еще позволяет получить какое-то представление о нижнем регистре, а предыскажения тембра не слишком велики и поддаются коррекции с помощью регулировки тембра или эквалайзера в головном устройстве, то можно сказать, что беда по большей части миновала. Если же исходный сигнал слишком сильно подпорчен, то тогда не обойтись без специализированных устройств обработки сигнала, включаемых между усилителем и источником, с тем или иным успехом возвращающих ему правильную форму. Правда, все такие устройства заодно преобразуют сигнал до линейного уровня, так что высокоуровневое подключение к усилителю нам уже не понадобится.

К большому сожалению, на сегодня нет централизованного исчерпывающего источника о том, насколько чистый аудиосигнал имеет та или иная штатная аудиосистема конкретного автомобиля, нужна ли ему коррекция, и какой степени. Информацию об этом можно почерпнуть в авторитетных установочных студиях, имеющих опыт работы с этой моделью автомобиля, либо на форумах энтузиастов. Понятно, что в выигрышном положении находятся обладатели самых популярных автомобилей, по ним сведений больше всего.

Линейные выходы для штатной аудиосистемы
Принципиальные недостатки высокоуровневого подключения можно обойти, если добавить к штатному головному устройству то, чего ему не хватает — аудиовыходов с линейным уровнем сигнала. Сам такой сигнал создавать, как правило, не нужно — он там присутствует, в простейшем случае между секциями предварительного усилителя и усилителя мощности. Остается только извлечь его наружу, и очень часть это можно сделать без затруднений. Для многих популярных автомобилей операция является типовой, отлично отработанной в установочных студиях, а потребность в ней с точки зрения качества звучания тем выше, чем выше класс создаваемой аудиосистемы. Для таких типовых случаев стоимость работ по модификации штатного головного устройства лежит в районе $200. Маленький секрет — некоторые установочные студии сами не проводят такие операции, а отдают аппарат на переделку в другие специализированные компании, не забыв приплюсовать к сумме работ соответствующую надбавку "за ноги". Ничто не мешает самостоятельно обратиться в такие специализированные места, ну а как их найти — Интернет в помощь!

Читайте также:  Как правильно укладывать пароизоляционную пленку на крышу

Но не все так гладко с физически воссозданными линейными выходами, причем трудности могут быть разного свойства. Технически возможность создания линейных выходов применима не для всех штатных головных устройств. Если аудиосигнал на выходе источника представлен только в цифровой форме для передачи на штатный внешний процессор/усилитель, то "выпайка" линейных выходов сразу исключается, тут нужны альтернативные способы получения сигнала. Но и с аналоговым сигналом не всегда обеспечивается нужный результат. Головное устройство может оказаться редкой модели, слишком "заковыристое" для исследования — тогда специалисты не захотят с ним связываться, либо запросят такую сумму, что не захочет уже клиент. У некоторых моделей автомобилей полученный линейный сигнал, также как в случае с высокоуровневым, может иметь неустранимые предыскажения. Но больше всего вопросов возникает в другой области — прямое вмешательство в бортовую электронику угрожает потерей гарантии автомобиля.

Если автомобиль находится на гарантии, то вопрос ее сохранения при создании линейных выходов для штатного головного устройства необходимо выяснить предварительно. Попытка просто обзвонить автосалоны по этому поводу, скорее всего, приведет к отрицательному ответу. Но не все так плохо, просто нужен избирательный подход. При многих автосалонах есть отделы по установке дополнительного оборудования, чаще всего они работают номинально, т.е. выполняют несложные операции по типовой установке охранной системы, нехитрой "музыки" и т.д. Но иногда в такой роли можно встретить и серьезные студии, которые возьмутся за построение приличной аудиосистемы, в том числе с вмешательством в бортовую электронику. В этом случае вопросов по гарантии, как правило, не возникает — работа проведена в "родном" для автосалона месте. Есть также независимые установочные студии с безупречной репутацией, имеющие давние и крепкие взаимоотношения с известными автосалонами, там также будут готовы решить проблемы за вас. На самом деле, где бы ни была проведена такая работа, лишать вас гарантии автосалон не имеет права, если не обнаружится, что итогом вмешательства стало нарушение работоспособности бортовой электроники. Но по сложившейся в России традиции доказывать непричинение вреда автомобилю придется автовладельцу, путем привлечения независимых экспертов и т.д. Одним словом, все в принципе решаемо, но лучше изначально обезопасить себя от подобных малоприятных хлопот.

Процессоры-восстановители
В тяжелых случаях, когда на выходе штатной аудиосистемы нет ни линейного сигнала, ни полноценного высокоуровневого сигнала, а есть только разномастные порезанные по частотам "кусочки", к тому же сдвинутые друг относительно друга по фазе, для подачи сигнала на внешний усилитель мощности потребуется отдельное устройство, под названием процессор-восстановитель. Либо помимо штатной системы строится альтернативная, с отдельным высококачественным источником звучания — но это уже другая тема. С помощью аудиопроцессора восстановления сигнала можно собрать воедино все его "кусочки", убрав все предыскажения, и даже частично воссоздать по специальным алгоритмам утраченную часть басового регистра. Надо признать, что по большому счету итог подобного восстановления никогда не сравнится по качеству с изначально чистым и нетронутым аудиосигналом от высококачественного источника. Но за неимением лучшего решение вполне пригодно для использования даже в системах высокого уровня. Еще совсем недавно процессоры-восстановители были большой экзотикой, однако сейчас, по мере разрастания и усложнения штатных аудиосистем, этот тип устройств стал очень востребован, пышно расцвел и успел разделиться на разные классы по уровню качества. К выбору процессора стоит относиться столь же внимательно, как и к любому другому компоненту аудиосистемы. Некоторые из них выдают хоть чистый и ровный, но совсем малоинтересный для прослушивания музыки сигнал, но есть и вполне музыкальные.

Цифровой сигнал со штатного источника
Чрезвычайно привлекательно выглядит идея снять со штатного источника звучания чистый и свободный от искажений цифровой аудиосигнал стандартного для автомобильной аудиотехники формата S/PDIF и подать его на либо на усилитель, оснащенный DAC (цифро-аналоговый преобразователь), либо на внешний аудиофильский DAC, либо на аудиопроцессор. В этом случае процессору не придется ничего восстанавливать, а останется опять же преобразовать сигнал с высоким качеством в аналоговый вид для передачи на усилитель, а заодно выполнять традиционные процессорные задачи по настройке сигнала для разных каналов. Но сегодня дела с получением "цифры" приемлемого формата от штатных источников обстоят скорее плачевно. Иногда усилиями талантливых кулибиных такой сигнал можно получить всяческими ухищрениями из лишенных цифрового выхода головных устройств, но это большая экзотика и к типовым случаям никак не относится. Если же головное устройство передает данные на внешние устройства по какому-нибудь общему цифровому протоколу, то "вычленить" оттуда аудиочасть в виде S/PDIF, как правило, оказывается слишком сложным. Особняком стоят штатные системы, построенные с использованием цифрового интерфейса MOST (Media Oriented Systems Transport) — этот универсальный протокол передачи данных сегодня можно обнаружить примерно в сотне моделей автомобилей, по большей части премиум-класса. Несмотря на изначальную "медийную" ориентацию и якобы открытую для интеграцию с любым внешним аудио- видеооборудованием политику, наличие MOST серьезно усложняет построение высококачественной аудиосистемы на покупных компонентах. Более чем логично было ожидать появления если не усилителей и аудиопроцессоров для интеграции с MOST, то хотя бы адаптеров MOST-S/PDIF, но сегодняшнее предложение таких устройств (производства Dietz, mObridge и др.) ничтожно мало и практически не влияет на общую рыночную ситуацию.

Головные устройства на замену штатных
Еще один способ избавиться от многих недостатков штатных головных устройств, сохранив достоинства, состоит в их замене на специализированные для конкретной модели автомобиля мультимедийные центры от сторонних производителей. Такие источники сигнала по дизайну, фактуре пластика, цвету подсветки, посадочным местам и способу подключения идентичны оригинальным штатным, а также совместимы с кнопками управления на руле или подрулевом джойстике. Но по оснащению они несравненно лучше, и конечно, дополнительно к штатным разъемам имеют полный набор линейных выходов для подключения внешнего усилителя мощности. Как правило, в функции таких устройств входят не только стандартный тюнер и CD-ресивер, но и DVD-секция с большим экраном для просмотра видео, а также встроенная или подключаемая отдельным модулем мобильная навигация. Распространяются головные устройства на замену штатных в том числе через отделы доп. оборудования в автосалонах, где можно не опасаться проблем с гарантией. Вместе с тем, приемлемого уровня качества представители устройств такого типа будут довольно дорогостоящим решением, не каждому по карману. Кроме того, головные устройства на замену штатных — в первую очередь мультимедийные, а не аудиофильские, и на роль источника звучания максимальной достоверности "не тянут". Тем не менее, звучат они не так уж плохо — по крайней мере, лучшие из них "переигрывают" штатные варианты. А при наличии цифрового выхода звучание будет зависеть главным образом от музыкальных достоинств внешнего аудиоустройства, оснащенного DAC. И наконец, никто из признанных лидеров в производстве головных устройств "первого эшелона" не имеет подобной продукции в своем ассортименте, что может настораживать часть аудитории, предпочитающую делать ставку на максимально высокую репутацию техники.

Альтернативные пути
Рассмотрев все доступные способы по доставке аудиосигнала от штатного источника до покупного усилителя мощности и не остановившись ни на одном из них, можно прийти к выводу, что лучше про штатный вариант вовсе забыть и поискать что-нибудь другое. А почему бы и нет? Исходное качество звучания станет намного выше, но наряду с прочим предстоит решить вопросы эргономики и безопасности. Либо сам дополнительный независимый источник звучания, либо его выносная панель или пульт управления должны быть расположены так, чтобы обращение к ним не отвлекало водителя от дороги. До недавнего времени на роль альтернативного источника годились разве что CD-ресиверы и CD-тюнеры, а также DVD/CD-чейнджеры. Последние имеют плюсом возможность размещения в любом удобном месте, порой могут управляться со штатных кнопок через адаптер (в таком случае штатная магнитола видит сторонний чейнджер как "родной"), либо с собственного комплектного удобного пульта ДУ. При наличии у чейнджера отдельных от шины управления аудиовыходов для аналогового или даже цифрового сигнала вопрос подключения к усилителю решается очень просто. Но сейчас, с приходом в автомобильную аудиотехнику компактных и удобных в размещении "под рукой" водителя проигрывателей флэш-носителей, а также iPod/iPhone и других портативных медиаплееров, выбор независимых источников стал гораздо богаче. Их качество звучания может вызывать критику у самой требовательной аудитории, но в lossless-варианте (ALAC, FLAC, APE и другие т.н. аудиоформаты "без потерь", в отличие от форматов "потерями", таких, как MP3) оно более чем устраивает многих даже с аудиофильской жилкой. Кстати, некоторые из усилителей, активных сабвуферов и процессоров-коммутаторов оснащены не только линейными и высокоуровневыми входами, но также AUX-входами для приема сигнала от портативной аудиотехники с максимальным качеством.

Читайте также:  Электрокамин electrolux efp c 1000rc

Для расширения возможностей автомобильного акустического оборудования используется установка дополнительных устройств, усиливающих звук с одновременным удалением шумов и помех. Устройства монтируются в сервисных центрах или самостоятельно. Перед началом работ владельцу необходимо выяснить, как подключить усилитель к магнитоле и как устранить возможные неисправности при эксплуатации.

Зачем нужен усилитель

В головных мультимедийных устройствах находится встроенный усилитель, который устраивает не всех автовладельцев. Установка дополнительного оборудования позволяет очистить сигнал от помех и установить дополнительные громкоговорители, улучшающие воспроизведение низких или высоких частот. При использовании дополнительного усилителя следует учитывать мощность генератора и емкость аккумулятора, для снижения вероятности провала напряжения применяются электролитические конденсаторы (накопитель).

Как рассчитать мощность и выбрать

Чтобы самостоятельно подобрать оборудование, надо посчитать мощность громкоговорителей, установленных в цепи каждого канала. Исходя из полученных значений, выбирается внешнее устройство усиления сигнала. Рекомендуется приобретать более мощный прибор (на 10-15%), чтобы снизить нагрузку на оборудование и позволить впоследствии заменить акустику. Также следует учитывать сопротивление катушек в динамиках и частотный диапазон, на который рассчитаны изделия.

Выбор типа усилительной машинной установки зависит от конфигурации будущей акустической системы. Если планируется подключить сабвуфер к усилителю, достаточно устройства с 2 каналами, которые соединяются по мостовой схеме. Если причиной доработки является стремление избавиться от шума в динамиках и повысить громкость звучания, необходимо приобрести 4-канальный блок. Для одновременного использования 4 колонок и саба потребуется установка 5-канального усилителя или применение 2 отдельных устройства.

Ты водитель автомобиля?! Тогда ты сможешь пройти этот простейший тест и узнать . Перейти к тесту »

Для подключения автомобильного усилителя к магнитоле используются разъемы типа «тюльпан» или RCA, вынесенные на заднюю стенку корпуса головного устройства. Перед покупкой внешнего устройства рекомендуется уточнить тип используемых на проигрывателе выходов. При отсутствии разъемов допускается коммутация усилительного блока к стандартным акустическим выходам через модуль снижения амплитуды сигнала (аттенюатор).

Подготовка

На этапе предварительной подготовки владелец автомобиля разрабатывает схему подключения усилителя с учетом расположения штатного оборудования. Если в конструкции автомобиля будут установлены дополнительные громкоговорители (например, сабвуфер или высокочастотные динамики), необходимо продумать методику монтажа устройств. Исходя из полученных данных, владелец автомобиля приобретает кабели питания, межблочные шнуры с тюльпанами, дополнительные элементы декора и прочие детали, необходимые при установке усилительного оборудования.

Провода

Чтобы подсоединить усилок к бортовой сети автомобиля, нужен специальный кабель, рассчитанный на ток, потребляемый дополнительным оборудованием. Шнур подбирается, исходя из мощности установленных компонентов с учетом дополнительных тепловых потерь (до 30%). Например, при коммутации 2-канального усилителя с номинальной мощностью 200 Вт следует учитывать тепловые нагрузки, которые составляют около 60 Вт. Полученное значение мощности требует использовать кабель, рассчитанный на 21,6 А (рекомендуется сделать запас по прочности еще на 10-15%).

Для расчета сечения провода существуют специальные таблицы, отображающие зависимость диаметра кабеля от передаваемого тока. Для монтажа следует использовать шнур с медной жилой, не разрушающейся при вибрационных нагрузках. При покупке кабеля следует обратить внимание на толщину и характеристики изоляции, поскольку материалы низкого качества самопроизвольно растрескиваются при снижении температуры до -15°С.

Предохранитель

В цепи питания усилителя в авто необходимо установить предохранитель, предотвращающий воспламенение изделия при коротком замыкании (например, из-за разрушения изоляции кабелей питания). В конструкции оборудования предусмотрены штатные элементы защиты, дополнительная вставка располагается около клеммы аккумулятора. Чтобы правильно подключить автомобильный усилитель, необходимо применять предохранители с номиналом не более 50 А.

Межблочный кабель

Смонтированный усилитель нужно подключить к головному устройству специальным межблочным кабелем, оборудованным защитой из металлической сетки. Экран снижает вероятность появления помех, возникающих при работе системы зажигания и электронных компонентов автомобиля. Не рекомендуется прокладывать коммутационные шнуры вблизи штатных блоков управления и электрических двигателей, установленных в климатической установке транспортного средства.

Где и как установить

Установка усилителя в машину определяет длину акустических кабелей, необходимых для подсоединения, и протяженность магистрали для подключения к аккумуляторной батарее. Например, при размещении устройства в багажном отделении для подсоединения каждого громкоговорителя потребуется шнур, длиной 3-4 м (с учетом изгибов и прокладки под обшивками). Изделие устанавливают в горизонтальном положении на специальном подиуме. На части машин применяют второй усилитель, предназначенный для фронтальной акустики, который выносится в салон.

Допускается размещение оборудования в специальной нише под задней полкой (используется на машинах с кузовами седан или купе). Если нужно поставить автоусилитель под сиденье пассажира, необходимо учитывать размещение воздушных каналов климатической установки и наличие жгутов электропроводки для обогрева сидений и управления боковыми подушками безопасности. При подобной схеме укорачивается длина кабеля, идущего от магнитолы к усилителю, что улучшает качество передаваемого сигнала.

Дополнительные устройства для усиления звука, устанавливаемые в автомобиль, выделяют тепло, которое требуется отвести вентиляцией. Для нормального проветривания корпус не рекомендуется устанавливать вертикально, а также закрывать пластиковыми или тканевыми чехлами. Для улучшения циркуляции воздуха устанавливаются дополнительные вентиляторы, включающиеся совместно с акустической системой автомобиля.

Как подключить к штатной магнитоле

Для подключения усилителя к автомагнитоле необходимо снять головное устройство, получив доступ к выходам на задней части корпуса. Сигнальные кабели прокладываются по кратчайшему маршруту, для монтажа потребуется поднять ковровое покрытие и демонтировать часть пластиковых обшивок. Межблочные кабели прокладываются на удалении от штатной электропроводки автомобиля.

Выведенные в панель приборов шнуры подключаются к разъемам, дополнительно прокладывается сигнальный кабель управления, который коммутируется к выходу Rem (используется для синхронного пуска и выключения усилителя).

Если магнитола оснащена штатным микрофоном или дополнительными выходами USB с удлинителями, следует проверить плотность соединения разъемов и установить головное устройство в штатное гнездо. Затем необходимо установить снятые пластиковые рамки и воздушные дефлекторы.

Подключение двухканального и четырехканального

Подключение усилителя к штатной магнитоле мало зависит от количества каналов. Кабель питания выводится в отсек двигателя через отверстия, имеющиеся в моторном щите. На части автомобилей батарея размещается в нише под задним сидением или в багажном отделении. Шнур прокладывается параллельно штатной проводке под ковром пола, не рекомендуется перегибать изоляцию через острые кромки панелей кузова. Отрицательный кабель выводится к болту «массы» или выводится к аккумулятору автомобиля.

Затем к усилителю подключаются межблочные кабели и шнур синхронного включения, особенности подсоединения оборудования приводятся в заводской инструкции по эксплуатации. Динамики подсоединяются к выводам каналов, отрицательные шнуры запрещается объединять в общую цепь или выводить на кузов машины. При коммутации громкоговорителей следует учитывать расположение репродукторов и назначение каналов. При ошибочном соединении нарушается звуковая картина.

Схема подключения сабвуфера включает в себя выведение сигнальных кабелей к тыловым каналам по мостовой схеме. Положительный сигнал берется с одного тылового выхода, а минусовой — с противоположного. Оставшиеся фронтальные выходы применяются для питания стандартных динамиков, соединенных побортно в общие цепи. Тип соединения зависит от сопротивления катушек, суммарное значение должно соответствовать техническим характеристикам усилителя.

Подключение одноканального

Устройства 1-канального типа используются для питания автомобильного сабвуфера пассивного типа. Из-за сокращения числа каналов мощность устройства возрастает, что позволяет работать с нагрузкой до 4 Ом. В конструкции оборудования применен специальный электронный фильтр, ограничивающий частоту звукового диапазона, подлежащего усилению. Bass-усилитель для сабвуфера относится к типу изделий D.

Оборудование подсоединяется к низкочастотному динамику при помощи 2 кабелей, соединяющих положительный и отрицательный выходы с катушкой громкоговорителя. Подключение усилителя к магнитоле выполняется по изложенной выше методике. Допускается использовать 2 идентичных сабвуфера, которые соединяются в единую цепь по параллельной или последовательной схеме. Отрицательные выходы коммутируются к усилительному блоку. Запрещается соединять кабели с деталями кузова автомобиля.

Подключение без тюльпанов

Если нет линейных выходов на головном устройстве (характерно для китайских автомагнитол), кабели от громкоговорителей подсоединяются к стандартным акустическим выходам через дополнительное сопротивление. Для коммутации потребуется приобрести 2 резистора номиналом 0,1 и 1,0 кОм. Элементы впаиваются в цепи, обеспечивая снижение амплитуды сигнала до допустимого значения.

Допускается подключение усилителя через готовый переходник, который коммутируется кабелями к выходам на головном устройстве. С другой стороны на блоке расположены шнуры с разъемами типа «тюльпан», которые подключаются к усилительному устройству. Рекомендуется проверить работу сопрягаемых устройств на различных режимах звучания, поскольку конвертер снижает качество передаваемого сигнала.

Как настроить

Настройка усилителя позволяет обеспечить равномерное звучание через все динамики акустической системы. Для регулировки требуется повернуть регулятор Gain (на части устройств обозначен как Level) до минимального уровня, а затем установить корректор фильтра HP на максимум. Если усилительный блок оборудован встроенным эквалайзером или блоком усиления низких частот, требуется отключить функции (из-за влияния на звуковую картину). При использовании высокочастотных динамиков дополнительно регулируется положение корректора LP.

Для дальнейшей настройки необходимо включить воспроизведение музыкального контента на головном устройстве. После отключения тонкомпенсации регулятор громкости выкручивается до положения, соответствующего появлению хрипов в акустике. Затем пользователь снижает громкость и настраивает по аналогичной методике положение корректора Gain. Настройка режима работы производится до момента получения мягкого звука, равномерного для всех динамиков. Корректно настроенный сабвуфер не выделяется на фоне остальных частот, гармонично дополняя звуковую картину.

Проблемы и их решение

Если установленный блок не включается, причиной дефекта является нарушение целостности цепи питания или встроенного адаптера, который можно проверить вне автомобиля, подключив изделие дома через блок питания, выдающий постоянный ток, напряжением 12 В. Если в бытовых условиях оборудование включилось корректно, необходимо проверить состояние кабелей на автомобиле при помощи тестового прибора. Налет окислов и ржавчины на контактах ухудшает передачу электроэнергии, при повышении силы тока образуются разрывы цепи.

От магнитолы идет кабель, по которому пропускается сигнал на активацию усилительного контура. При нормальных условиях напряжение в кабеле составляет 5 В, при снижении параметра требуется проверить надежность контакта и убедиться в отсутствии переломов шнура. Дополнительно проверяется состояние предохранителей и надежность заземления контура питания и межблочных кабелей.

Читайте также:  Целебные свойства черноплодной рябины и противопоказания

В конструкции усилителей предусмотрен защитный блок, который выдает ошибку (мигание контрольного индикатора) при обнаружении неисправного динамика или при замыкании звуковых кабелей. Для восстановления работоспособности следует поочередно отключить громкоговорители, чтобы найти поврежденную цепь. Для определения нарушения заземления используется омметр, который пользователь поочередно подключает к цепям репродукторов.

Скрипы при воспроизведении указывают на перегрузку усилительного устройства. Рекомендуется снизить громкость звучания или подобрать динамики с улучшенными характеристиками. Дефект возникает при повреждении коммутационных кабелей, поэтому дополнительно следует проверить точки соединения проводов для подключения сабвуфера и усилителя. При периодическом пропадании звука следует проверить состояние межблочных и акустических кабелей. Если нарушается трансляция только по одному входу, следует искать поломку в магнитоле.

Дата публикации: 30 июля 2018 .
Категория: Автотехника.

Слушать музыку во время поездки, причем, достаточно громко и в хорошем качестве – мечта любого автомобилиста-меломана. Штатные аудио системы (включающие в себя, как правило, головное воспроизводящее устройство и пару динамиков) зачастую не удовлетворяют требованиям пользователя. Дополнительный усилитель во многом поможет не только увеличить громкость, но и повысить общее качество звучания. К сожалению, ограничиться покупкой только усилителя вряд ли удастся. Как правило, апгрейд «звука» подразумевает еще и установку сабвуфера. В этой статье мы расскажем о том, как достаточно бюджетно произвести «музыкальный» тюнинг своего «железного друга» и приведем краткий обзор самых популярных моно и четырехканальных усилителей от проверенных временем производителей.

Кому стоит покупать дополнительный автомобильный усилитель и как правильно выбрать мощность

Если головное устройство (как правило, это универсальный мульти-медиа плейер), установленное в вашем автомобиле, воспроизводит аудио файлы (именно их, так как возить в машине коробку любимых дисков сейчас уже вряд ли кому придет в голову) с удовлетворяющим вас качеством, то для увеличения громкости звучания музыки вам будет достаточно приобрести дополнительный усилитель. Причем, провести такой тюнинг звука будет технически не слишком сложно.

Обычно на упаковке любого автомобильного усилителя указывают максимальную пиковую мощность (Peak Power). Вот именно на этот показатель ни в коем случае нельзя ориентироваться при выборе устройства. На самом деле, это мощность, которую может развить усилитель (например, при подаче на вход сигнала большой амплитуды) в течение очень короткого периода времени и при этом он не сгорит. Вас должна интересовать непрерывная максимальная мощность (RMS) на конкретной нагрузке, которая и является реальной характеристикой устройства. Но, и это еще не все. Слушать музыку при такой мощности довольно некомфортно, так как нелинейные искажения будут максимальными. Любой «меломан» скажет вам, что эксплуатировать усилитель (чтобы при этом музыка звучала наиболее качественно) необходимо на мощностях не превышающих 80% от RMS.

Совет! К тому же такой режим значительно убережет изделие от перегрева, а значит и обеспечит ему долгий срок бесперебойной службы.

Естественно, чем больше мощность, тем лучше. Однако выбор ее максимального показателя будет зависеть от характеристик ваших динамиков (фронтальных и сабвуфера). Мощность усилителя (RMS) должна быть равной (или меньшей) аналогичному показателю динамических головок. В противном случае велик риск того, что вы просто спалите громкоговорители. Если динамики уже установлены, то необходимо прочитать соответствующие документы, узнать их RMS и под эту величину уже подбирать усилитель. Либо добраться до самих громкоговорителей, так как все производители пишут интересующую вас величину на обратной стороне магнита.

Функции усилителей для сабвуферов

Обычно у воспроизводящих автомобильных комплексов не хватает «низов». Это можно объяснить, как небольшим размером встроенных динамиков, так и маленьким рабочим объемом акустической системы (например, при установке в дверь он равен общему свободному пространству).

Добавить «низов» – самое простое, что можно сделать для увеличения общей громкости звука и более качественного воспроизведения. Покупаем одноканальный (моно) усилитель и сабвуфер. Подключаем к штатной системе. Настраиваем в соответствии с инструкцией. И наслаждаемся звуком с «сочными» басами.

Изначально предупреждаем вас, что описывать технические характеристики таких моделей как «Hertz HP 1KD Mono» (120000 рублей) или «Alphard Deaf Bonce DB-12000 1D» (130000 рублей), мы не будем. В наш рейтинг попали только модели за «реальные» деньги от проверенных временем производителей.

Любой моно усилитель для сабвуфера, как минимум, должен иметь:

  • возможность подключения не только к линейному выходу воспроизводящего устройства через RCA-терминалы (которые достаточно редко можно встретить у штатных устройств), но и непосредственно к установленным динамикам (то есть к так называемому высокоуровневому сигналу);
  • регулируемый фильтр среза низких частот (для лучшего согласования со звучанием фронтальных динамиков);
  • регулятор чувствительности.

Хорошо (но не обязательно) если модель имеет:

  • Плавную или фиксированную регулировку подъема низких частот. В зависимости от производителя она может иметь различные названия (Bass Boost, Bass Punch, Low Boost или Bass Expander).
  • Возможность изменения фазы сигнала от 0 до 180⁰ (для более точного согласования с фронтальными динамиками).
  • Дистанционный регулятор уровня баса.

ТОП-3 моно усилителей для сабвуфера

Одной из самых популярных и достаточно бюджетных моделей моно усилителей пользователи на сегодняшний день считают «Rockford Fosgate R500X1D» (его стоимость сегодня составляет 6350-6500 рублей). 300 Вт (на нагрузке 4 Ом) реальной выходной мощности позволяют «раскачать» практически любой пассивный сабвуфер в диапазоне 20-250 Гц. Изделие оборудовано всем необходимым, чтобы наилучшим образом согласовать его со штатной аудио системой. Частоту среза НЧ фильтра можно плавно регулировать в диапазоне 50-250 Гц. Подача входного сигнала допустима как через RCA вход, так и непосредственно с установленных динамиков. Номинальное сопротивление динамика от 2 до 4 Ом. Подъем низких частот (Bass Punch) регулируется на 45 Гц в пределах от 0 до +12 дБ. Фазу можно сдвигать (относительно фронтальных громкоговорителей) в диапазоне от 0 до 180⁰. Особенностью данной модели является выносной дистанционный регулятор уровня низких частот.

Вторым по популярности среди моно усилителей является «Pioneer GM-D8601» (7600-8100 рублей). По техническим характеристикам он практически аналогичен «Rockford Fosgate R500X1D». Диапазоны воспроизводимых частот (10-240 Гц) и регулировки среза фильтра (40-240 Гц) слегка сдвинуты в более низкую область. Подъем НЧ (Bass Boost) осуществляют на частоте 50 Гц в диапазоне от 0 до +18 дБ. В комплект поставки также входит проводной регулятор НЧ. Встроенная защита от короткого замыкания и перегрева повышает надежность устройства.

На третьем месте уверенно «обосновался» моно усилитель «Kenwood KAC-6104D». Мощность его несколько ниже (200 Вт) по сравнению с конкурентами, зато и цена более демократична – 5000-6000 рублей. Частоту среза фильтра можно регулировать в диапазоне 50-200 Гц. Подъем низких частот (Bass Expander) фиксированный (On/Off). К сожалению, в описании производитель не указывает ни его частоту, ни уровень. Диапазон воспроизводимых частот 20-200 Гц. Подключить устройство можно, как по низковольтному так, и по высоковольтному варианту. Регулятор чувствительности присутствует.

Для информации! Все описанные выше модели работают в классе усиления D и характеризуются очень высоким КПД (89-90%).

Вариант апгрейда 2 + 1

Если в вашем автомобиле уже установлены достаточно мощные и качественные динамики (а штатное устройство просто не может их «раскачать»), то оптимальным решением для значительного увеличения громкости и улучшения воспроизведения «низов», станет приобретение 4-х канального усилителя:

  • 2 канала подключаем к фронтальным громкоговорителям;
  • 2 оставшихся – по мостовой схеме к сабвуферу.

Как правило, 4-х канальные усилители оборудованы всеми необходимыми регулировками для подключения сабвуфера.

На первое место пользователи вполне заслуженно поставили модель «Sony XM-GTR4A» (9500-10000 рублей). Устройство выполнено по весьма оригинальной технологии – в корпусе установлено 2 стерео усилителя разной мощности (RMS на 4 Ом): 2Х60 Вт (для фронтальных динамиков) и 2Х125 Вт (для тыловых). Коэффициент нелинейных искажений достаточно хорош – менее 0,05% (в диапазоне 10-100000 Гц). Модель снабжена всеми необходимыми регуляторами для предварительной настройки: фильтрами НЧ (Low-pass) и ВЧ (High-pass) с перестраиваемой частотой среза в диапазоне 50-300 Гц; фильтром так называемых неслышимых человеком частот (Subsonic filter) с частотой среза 15 Гц; независимыми регуляторами чувствительности; возможностью искусственного увеличения отдачи сабвуфера (Low Boost) на частоте ниже 40 Гц в диапазоне от 0 до +10 дБ. Для подключения пассивного сабвуфера можно включить каналы тыловых динамиков по мостовой схеме. При этом мощность составит 340 Вт (4 Ом). На вход сигнал можно подать как по низкому (через RCA терминалы), так и по высокому (с проводов для подключения динамиков штатного головного устройства) уровню. Из всего вышесказанного ясно, что модель универсальна и позволяет создать высококачественную аудио систему формата 2+1: 2Х60 Вт (фронтальные динамики) + 340 Вт (сабвуфер).

Модель JL Audio A4300 с приблизительно такой же стоимостью занимает второе место. Из технических особенностей отметим только то, что отличает ее от лидера. Все четыре канала имеют одинаковую мощность: 4Х45 Вт (при нагрузке 4 Ом). Коэффициент нелинейных похуже – до 0,08% (в диапазоне 10-25000 Гц). Фильтры переключаемые On/Off и Low-Pass/High-Pass (50-200 Гц). Поэтому подключить сабвуфер по мостовой схеме можно либо к каналам 1/2 , либо к 3/4. RMS мощность системы (при номинальном сопротивлении всех динамиков 4 Ом) по конфигурации 2+1: 2Х45 + 150 Вт. Bass Boost – фиксированный (On/Off). Subsonic filter отсутствует.

Отличительной особенностью четырех канального автомобильного усилителя «Hertz HCP 4» является не только более высокая цена (13200-1400 рублей), но и наименьший коэффициент искажений (не более 0,01% в диапазоне 10-45000 Гц). Мощность всех каналов одинакова: 4Х55 Вт (в режиме 2+1: 2Х55 + 170 Вт).

Bass Boost (50 Гц) на три положения (0/6/12 дБ). High-Pass фиксируемый (On/Off) с частотой среза 80 Гц. Low-Pass с плавной регулировкой в диапазоне 50-500 Гц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector