Уровень освещенности в торговом зале

Уровень освещенности в торговом зале

Один из важных факторов, который влияет на продажи в розничных торговых точках – это освещение. Насколько важно освещение? На этот вопрос может ответить любой читатель, который испытывал чувство разочарования при покупке колбасы на рынке – при розоватом свете витрины вся колбаса кажется ему свежей, розовой, а при получении товара в руки – зеленоватой, серой. Такое же примерно разочарование часто посещает покупательницу, купившую не тот тон помады или не того оттенка юбку, которого планировали.

При создании комфортной обстановки для покупателя освещение является очень важной составляющей, которая может как увеличивать продажи, так и уменьшать их. Как известно, освещенность измеряется в Люксах, 1 Lux = 1 Lm (Люмен) / 1 м. кв. Современный уровень освещенности в магазинах колеблется от 500 до 100 Lux в горизонтальной плоскости. Говоря простым языком, для расчетов берется освещенность пола. Для того, чтобы представить как выглядят упоминаемые характеристики освещения, приведу пример: Обычно, в офисе днем, с включенными лампами дневного света, примерно 500-700 Lux.

Сетевые гиганты розничной торговли, такие как Metro, требуют от проектировщиков 1000 Lux, Tesco – 750 Lux, Carrefour – порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина. Это стандарт, который мировые сети не позволят нарушить ни в большую ни в меньшую сторону, т.к. за многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно их покупателю.

Общий уровень освещенности торгового зала

При расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас порядка 25-30%, т.к. после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается на 25-30%. Это происходит не только потому что оборудование представляет собой преграды (падают тени), но и так же оно по-разному отражает свет, что часто сказывается в сторону ухудшения уровня освещенности. В магазине становится попросту на треть темнее.

Кроме простого уровня освещенности важными элементами так же являются психологические аспекты света.

Психологическое воздействие характеризуется двумя факторами:

  1. Интенсивность освещения (уровень освещенности), которая выражается в градусах Кельвина.
  2. Цветовая температура света.

При высоком уровне общего освещения человек чувствует праздник, возбуждение.

Поэтому, в зависимости от целей и маркетинговой стратегии предприятия можно выбрать разный уровень света. Предел комфорта и безопасности для человека находится в пределах 500-2500 Lux. Для сравнения, в пасмурный день на улице 2000 Lux, в солнечный день до 10 000 Lux. Яркий солнечный свет часто заставляет людей жмуриться, или надевать солнцезащитные очки. Солнце так же увеличивает яркость предметов.

Цветовая температура света

Цветовая температура света имеет ярко выраженный климатический оттенок. В южных странах более предпочтительно воспринимается свет с высокой цветовой температурой (t), холодный, свыше 4000 –6500 градусов Кельвина (К). После 8000 К свет уходит в ультрафиолетовую область спектра и становится невидимым. В странах с более холодным климатом лучше воспринимается свет с теплой цветовой температурой – 4000-2500 К. Белый свет порядка 4000К принято считать за нулевую отметку температуры.

Для сравнения, 4000К – это нейтрально-белый свет. (Например, это стандартные офисные светильники в подвесном потолке типа «Армстронг»). Цветовая температура дневного света примерно равна 6500 К Лампа накаливания (домашняя лампочка типа «груша») 2700 К Свеча – 2200-2500 К. Цветовая температура газоразрядной или люминесцентной лампы может варьироваться в широком диапазоне от 2000 до 9000 К. Рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.

Гипермаркет, супермаркет

Принципиальным вопросом помимо общего уровня освещенности таких магазинов (упоминалось выше), является выбор цветовой температуры. Наиболее распространенное решение – нейтрально-белый свет 4000К. Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп. Так же часто применяются металогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). В народе такие светильники называют «колокольчики». Монтируются High Bay на большой высоте. Освещение «колокольчиками» характерно для форматов магазинов «Сделай сам» (DYT). Это дешевле, чем освещение транкинговыми (линейными) подвесными системами с люминесцентными лампами, но равномерность освещения хуже. Лампы в таких системах применяются обычно металогалогеновые, отличающиеся плохой цветопередачей (искажают цвета). При таком освещении все выглядит блеклым, тусклым, непривлекательным. Особенно страдают яркие цвета теплой части спектра – красный, желтый, оранжевый. Поэтому рекомендуется применять люминесцентные и газоразрядные лампы с коэффициентом цветопередачи (Ra) минимум 80% правдоподобности (Ra>=80). К примеру, стандартная люминесцентная лампа в офисном светильнике имеет коэффициент цветопередачи 60%. В магазинах формата «Сделай сам», при выборе отверток цвет не так важен. Но в отделах обоев, штор, красок, элементов декора такое освещение не может применяться. Необходимо применять лампы с коэффициентом цветопередачи выше 80% (Ra> 80).

Особенности освещения различных групп продуктов питания

Хлеб, кондитерские изделия

Рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет (лампы накаливания, галогенные лампы). Такие лампы потребляют много энергии, поэтому владельцы магазинов заменяют их на люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700-3000К, либо специальными натриевыми лампами (White son) c цветовой температурой 2500 К. Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом, т.к. отражаясь, свет может искажаться. Хорошо будет смотреться дерево, солома, лоза и другие натуральные материалы.

В Минске есть кондитерская-кафе «Салодки фальварак». Великолепный пример того, как интерьером можно испортить всю атмосферу: зеленые, цвета казино стены, которые сами по себе являются светопоглотителями и отбрасывают на всю сладкую продукцию холодный, изумрудно-зеленый рефлекс. Да и к тому же там просто темно (мало света).

Отдел молочных продуктов, отдел замороженных продуктов, рыба

Здесь важно подчеркнуть свежесть, охлажденность продуктов. Лучше всего в таких отделах применять люминесцентные лампы с цветовой температурой 4000 – 6500 К с хорошей цветопередачей (80% и выше), для того, чтобы подчеркнуть яркость упаковок.

Для освещения мясопродуктов часто применяются лампы специального спектра (76-79), подчеркивающие натуральные красные и розовые цвета. Применение таких ламп запрещено в Европе, т.к. считается, что они могут ввести в заблуждение покупателей, однако на Минских продовольственных рынках они активно используются. Естественно, такие лампы используются внутри витрин, не над головой покупателей. Очень рекомендуется над витриной, в месте передачи товара покупателю применять лампы общего освещения с высоким коэффициентом цветопередачи.

Необходимость правильного освещения оценят покупатели одного из лучших универсамов Минска, «Юбилейный-92». В этом магазине, в колбасной витрине установлены лампы 76 спектра, а над прилавком — стандартные люминесцентные лампы с коэффициентом Ra 60. Что видит покупатель? Великолепную, розовую, свежую колбасу в витрине, а при получении — серый, непривлекательный кусок. Вот Вам налицо эффект «обманутой надежды».

Отдел цветов, отделы овощей и фруктов

Данные отделы принято освещать светильниками типа «колокольчик» или направленными прожекторами с металогалогенными лампами нового поколения с керамической горелкой. (У производителя Philips это тип CDN, а у производителя Osram – тип SQH.) Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высочайшей интенсивностью света (150Вт=14 000 Lm). Это обозначает, что свет такой лампы близок к солнечному по спектру. В свете таких ламп фрукты и цветы кажутся блестящими, свежими, здоровыми.

Данные лампы применяют для освещения живых цветов. Солнечный спектр ламп сохраняет возможность вегетации. Попросту говоря, под этими лампами цветы не только дольше сохраняются, но и растут! Следует добавить, что на таких лампах стоит УФ-фильтр, и они не вызывают вредных воздействий, за исключением пожелтения бумаги, как при солнечном свете. Цветы ни в коем случае нельзя освещать лампами накаливания – они погибают, а так же нельзя и стандартными металогалогеннными – они плохо выглядят.

Читайте также:  Как сделать запил стропил на вальмовой крыше

Отдел спиртных напитков

Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей, для того, чтобы этикетки смотрелись ярко. Однако, это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное осведение. Вино не любит ультрафиолета. Даже через бутылку портятся его качества, ультрафиолет разрушает вкус. Поэтому вина хранят в погребах. Акцентное освещение вин можно сделать лампами накаливания или галогенными лампами.

Одежда и обувь

Минимальный уровень освещенности в отделах одежды и обуви – 1000 Lux. Очень важны световые акценты, откуда берется свет и как распределяется по освещаемому объекту, что и как подсветить, с какой стороны. Универсальных советов нет, т.к. это работа дизайнера по свету. В магазинах одежды и обуви прежде всего важна концепция самого магазина, которая влияет на дизайн и атмосферу торгового зала, стимулирует покупки.

В Минске открылся очень стильный обувной магазин «МЕГАТОП», позиционирующий себя как обувной супермаркет. Дизайн этого магазина сделан теплых, оранжевых тонах. При этом освещение – дешевые люминесцентные лампы холодного цвета примерно 4000 К с плохой цветопередачей. Эффект: дизайн магазина не поддержан освещением, интерьер производит отталкивающее впечатление при нахождении внутри. Обувь выглядит непривлекательно, особенно детская и женская, т.к. она чаще бывает ярких тонов (красный, желтый, зеленый, вишневый, кремовый), яркие тона становятся сероватыми. Уровень освещенности магазина примерно 300 Lux, из-за высоких потолков. Практически отсутствуют световые акценты на продвигаемых моделях.

При освещении одежды так же важна световая температура:

  • натуральные ткани – мягкое, рассеянное освещение;
  • яркие, молодежные брэнды, например, Sella – игривое освещение, игра света и тени.

Детская одежда, игрушки

Кроме вышеупомянутых правил освещения одежды для взрослых, которые распространяются и на детскую одежду в полном объеме, можно добавить, что в детских магазинах уровень освещенности может быть минимум 800 Lux, лампы теплых цветов (3000К) с высоким коэффициентом цветопередачи (более 80%). Один из важных моментов – это радостная атмосфера магазина, которая достигается высоким уровнем освещенности.

Косметика

Решающий фактор – цветопередача. Лучший вариант – галогенные лампы со 100% цветопередачей (Ra=100) Такие лампы имеют световую температуру 3000-3500К, т.е. недостаточно белый цвет. Идеальным решением для освещения зала с косметикой бьудут лампы De Lux с коэффициентом цветопередачи более 90% и световой температурой 4000-6500К.

В магазинах косметики и парфюмерии рекомендовано рассеянное, мягкое освещение, которое не создает бликов в зеркалах

Ювелирные магазины

Освещение ювелирных отделов – одна из самых сложных задач даже для специалистов. Есть французская компания «Агабеков», которая вот уже 50 лет делает освещение лучшим ювелирным магазинам мира, применяя только индивидуальные решения. Освещать камни очень сложно! Иногда может понадобится отдельная витрина для одного камня и множество источников света

Если обобщить правила, при помощи которых можно освещать драгоценные металлы, то это будет выглядеть примерно так:

  • платина — мягкий свет;
  • золото — теплое, переливающееся освещение;
  • серебро — холодные тона освещения;
  • алмазы — яркий, искристый свет со множеством источников света.

При освещении ювелирных изделий часто применяются светодиодные системы. Фотоаппараты, мобильные телефоны, дорогие письменные принадлежности и прочие дорогие аппараты, представляемые в закрытых витринах. При акцентном освещении галогенными лампами плоских и других закрытых витрин важно применять лампы с дихроическим отражателем, отводящим часть тепла от освещаемого объекта. Иначе под воздействием тепла бумага, ткани, пластмассы, дерево трескаются, деформируются, плавятся и просто портятся. Так же в такой лампе обязателен УФ-фильтр, чтобы товары не выцветали.

Освещение торговых залов один из самых популярных видов освещения. И это не мудрено ведь торговые сети и маленькие магазинчики единственные кто хоть как-то еще может похвастаться прибылью несмотря на кризис и создает постоянный спрос на рынке светотехники. Давайте рассмотрим:

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Торговое освещение как правило называют системы освещения в магазина, супермаркетах и торговых павильонах. Вы скажите что это совершенно разные системы. В чем то да, но в основном все эти системы торгового освещения объединяет одно, это зональность. Каким бы ни был освещаемый вами объект в первую очередь, перед началом проектирования, вы должны разделить все торговое помещение на зоны.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Зоны освещения торговых залов

Нормы освещения торговых залов

Общие нормы освещения торговых залов регламентируются

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Они регламентирую следующие нормы освещенности для торговых залов

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

  • кассовая зона – от 300 — 500 Лк.
  • торговый зал супермаркет – 700 Лк;
  • торговый зал магазина без самообслуживания — 300 Лк;
  • торговый зал оптового магазина: мебель и стройматериалы – не менее 200 Лк;
  • примерочные – не менее 300 Лк;

Но это общие нормы освещенности в торговых залах, как правило каждая торговая сеть имеет собственные стандарты и требования к торговому освещению.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Аварийно-эвакуационное освещение торгового зала

Стоит упомянуть требование сети к аварийно-эвакуационному освещению торгового зала.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Аварийно-эвакуационное освещение должно:

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

  • Подключаться к независимой сети аварийного электроснабжения
  • Иметь степень защиты не менее IP65
  • Иметь аккумулятор резервного питания на 3 часа не зависимой работы в аварийном режиме

Цветовая температура важный аспект в освещении торговых залов

Температура света является основным ключом восприятия магазина, более теплый свет может придать более домашнее ощущение, хотя также создает впечатление от магазина, предлагающего хорошие предложения по товару. С другой стороны, более холодный свет дает более свежее или роскошное ощущение.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Выбор зависит от того, какое выражение вы хотите дать, но сочетание цветовых температур может создать более динамичный и интересный магазин. Настраиваемые светильники также предлагают гибкость для изменения цветовой температуры после показа товаров.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Освещение магазина не должно искажать цвета товара, поэтому при подборе светильников для торгового зала учитывается такой показатель, как цветопередача.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Считается, что зрение человека больше всего приспособлено к солнечному свету, и солнечный свет является эталоном для оценки света других источников и передачи ими цветов. Поэтому каждый покупатель сравнивает цвет товара в магазине с цветом в условиях естественного освещения. Для обозначения качества цветопередачи источников света используется индекс цветопередачи. Он обозначается Ra, и его более высокое значение говорит о более точной цветопередаче светильника.

p, blockquote 14,0,1,0,0 —>

Нормы освещения торговых залов

Общие нормы освещения торговых залов регламентируются

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Они регламентирую следующие нормы освещенности для торговых залов

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

  • кассовая зона – от 300 — 500 Лк.
  • торговый зал супермаркет – 700 Лк;
  • торговый зал магазина без самообслуживания — 300 Лк;
  • торговый зал оптового магазина: мебель и стройматериалы – не менее 200 Лк;
  • примерочные – не менее 300 Лк;
Читайте также:  Планшет dexp не заряжается

Но это общие нормы освещенности в торговых залах, как правило каждая торговая сеть имеет собственные стандарты и требования к торговому освещению.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Освещение супермаркетов

Опишем подробнее освещение торговых залов популярных сетевых магазинов в России. У каждого ритейлера собственный подход к подаче товара и освещению соответственно. Общим всегда является одно требование. Свет от светильника должен попадать в первую очередь на товар.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Общие требования к освещению торговых залов

Освещение торговых залов в зависимости от формата магазина

Опишем подробнее освещение торговых залов популярных сетевых магазинов в России. У каждого ритейлера собственный подход к подаче товара и освещению соответственно. Общим всегда является одно требование. Свет от светильника должен попадать в первую очередь на товар.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Освещение торговых залов в зоне выкладки товара.

Общее освещение в торговом зале наиболее эффективно можно выполнить использую линейные светильники ритейл. Посмотрите на фото.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

У отечественных ритейл светильников есть один большой недостаток это их примитивность. Их как правило проектируют с расчетом добиться минимальной себестоимости, а не максимальной эффективности с точки зрения светотехники. Ведь в торговом зале свет должен быть направлен не на пол, а на товар. Отечественный светильник ритейл светит исключительно под себя и назвать его хорошим решением не получается. Но у торговых сетей видимо есть большая потребность в снижении себестоимости.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Кривая силы света торгового линейного светильника.

Кривая силы света широконаправленная, не самое лучшее решение для качественного освещения торгового зала. Освещение будет направлено на пол, а не на товар. И как это часто бывает после испытаний светильника в независимой экспертизе, мы получаем совершенно другие характеристики света от заявленных. К сожалению подделка характеристик светильника, частое явление для Российского рынка.

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Как выбрать правильный светильник для освещения торговых залов

Кривая силы света должна обладать конфигурацией "Л2". Такой светильник равномерно осветит полки с товаром и не будет распространять освещение на пол.

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Освещение торговых залов лучше всего моделировать в Dialux

Моделировать освещение торговых залов в Dialux, сразу подтверждает наши приведенные выше доводы. Посмотрите как распределен свет по стеллажам. А это значит, что небольшое изменение в оптической составляющей светильника может значительно снизить не только затраты на электроэнергию, но и выделить товар на полках

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

Освещение торговых залов АШАН

Розничная сеть Ашан позиционирует себя как гипермаркет с большой площадью. Поэтому как правило это большие помещения с высотой подвеса светильников не менее 8 м.

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Для типовых магазинов — высота подвеса светильников 8 м.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

Светодиодный светильник мощностью не более — 70 Вт.

p, blockquote 29,1,0,0,0 —>

Световой поток не менее — 7500 Лм.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Эффективность не менее 110 Лм/Вт.

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

Цветопередача — Ra не менее 80

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

Цветовая температура — 4500-4000 К

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Освещение торговых залов Магнит

Как и большинство крупных сетей ретейлеров у сетей магазинов Магнит есть собственные внутренние требования к торговому освещению.

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

Так как торговая сеть Магнит — это сеть эконом класса то и требование к освещению не строгое, по сравнению с другими сетями. Например Цветопередача — Ra не менее 80 это не приемлемый коэффициент цветопередачи для большинства торговых залов, но светильники с высоким индексом цветопередачи значительно дороже.

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

  • кассовая зона – 1000 — 1200 Лк.
  • торговые ряды — 700-800 Лк.
  • Проходы между торговыми рядами — 700 Лк

Требования к светильникам для торговых залов Магнит.

Для типовых магазинов "у дома" — высота подвеса светильников 3 м.

p, blockquote 36,0,0,0,0 —>

  • Светодиодный светильник мощностью не более — 45 Вт.
  • Световой поток не менее — 5000 Лм.

По качеству света требования к освещению торговых залов у Магнита следующие:

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

  • Цветопередача — Ra не менее 80
  • Цветовая температура — 4500-4000 К.

Как и в любой другой торговой сети специализирующейся на торговле продуктами питания, есть требование к зональности. То есть каждый вид товара должен иметь акцентное освещение определенного оттенка.

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

  • Мясопродукты, мясные ряды — 5000 К (Холодное освещение)
  • Хлебобулочные изделия — 2700-3000 К (Теплое освещение)
  • Овощи и фрукты -3000 К (Теплое освещение)

Освещение торговых залов Азбука Вкуса

Освещение торговых залов Азбука вкуса важная деталь в брендинге торговой сети, товаров высокого качества и стоимостью. Одним из основных требований продовольственного магазина является энергоэффективность, поскольку часто есть большие площади, которые должны быть освещены, а магазин имеет длительные часы работы. Но также необходимо улучшить характеристики пищи и создать приятную атмосферу, в которой клиенты чувствуют себя комфортно. Подчеркнуть высокий статус покупателя в Азбуке вкуса.

p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

Особое внимание уделяется категориям-специалитетам: сырам, мясу, рыбе, премиальному алкоголю. Освещение, отделка стен, витрины, постеры с рекомендациями экспертов и увеличенным изображением продуктов создают желание сделать покупку. Важно, каждый элемент в этих секциях узнаваем, он принадлежит бренду «Азбука Вкуса».

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

Как правильно выполнить освещение торговых залов

Как сделать освещение в торговом зале супермаркета и при этом учесть все нюансы, давайте разберем подробно.

p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

Освещение в кассовой зоне.

Как правило в любом магазине будь то супермаркет, магазин электроники или одежды. Всегда на кассовой зоне нужно сосредоточить больше осветительной мощности. Во первых потому что на кассовой зоне проводятся работы повышенной зрительной нагрузки, во вторых всегда нужно делать акцент на кассовой зоне. Самым простым вариантом может стать подвесной светильник на кассовой зоной или добавить несколько точечных светильников для создания более яркого светового пятна в этом месте.

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

Как правило рекомендуется установить освещенность не менее 1000 Лк над кассой.

p, blockquote 43,0,0,0,0 —>

В торговых сетях АШАН или Леруа лучше сосредоточить большее кол-во светильников и добиться освещенности до 2000 Лк. Так рекомендуют сделать и сами сетевики в своих ТЗ.

Качественное освещение торгового зала – это наиболее успешный и эффективный инструмент воздействия на покупателей со стороны продавца. Комфортный свет вызывает положительные эмоции, максимально увеличивает продолжительность пребывания клиента в торговом зале, оттеняет недостатки и подчеркивает преимущества товара и как следствие – повышает продажи.

Нормы освещения торгового зала

Основное правило, которое учитывается при расчете освещения магазина, заключается в том, что света должно быть достаточно для того, чтобы покупатель, совершая покупки, не испытывал дискомфорт.

В соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утвержденное постановлением Министерством строительства России от 2 августа 1995 года № 18-78) для проектирования освещения торговых залов используются следующие нормы:

  • торговый зал супермаркетов – от 400 — 700 Лк;
  • торговый зал магазина без самообслуживания — не менее 300 Лк;
  • торговый зал магазина: посудный, мебельный, стройматериалы – не менее 200 Лк;
  • примерочные кабины, зал демонстрации новых товаров – не менее 300 Лк;
  • помещение касс – от 300 — 500 Лк.
Читайте также:  Регулятор смешения горячей воды

*Люкс (от лат. lux — свет; русское обозначение: лк, международное обозначение: lx) — единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ). Люкс равен освещённости поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 лм.

Освещаемые объекты Уровень освещения на торговыхповерхностях, лк
Торговые залы супермаркетов 500
Торговые залы магазинов без самообслуживания: продовольственных, книжных, готового платья, белья, обуви, тканей, меховых изделий, головных уборов, парфюмерных, галантерейных, ювелирных, электро-, радиотоваров, игрушек, канцтоваров 300
Торговые залы продовольственных магазинов и магазинов самообслуживания 400
Торговые залы магазинов: посудных, мебельных, спорттоваров, стройматериалов 200
Примерочные кабины, залы демонстрации новых товаров 300
Отделы заказов, бюро обслуживания 200
Помещения для подготовки товаров к продаже: разрубочные, фасовочные, комплектовочные отделы заказов 200
Помещения для подготовки товаров к продаже: помещения нарезки тканей, гладильные, мастерские магазинов радио-, электротоваров 300
Помещения главных касс 300
Мастерские подгонки нового платья 400
Рекламно-декорационные мастерские, мастерские ремонта оборудования и инвентаря, помещения бракеров 300

При недостаточной освещенности, то есть меньшей, чем указано в строительных нормах и правилах, зрение человека будет постоянно напрягаться, а вследствие этого покупатель будет испытывать дискомфорт, а значит и постоянным клиентом он вряд ли станет. В то же время слишком большое количество света также может привести к отрицательному эффекту. На сегодняшний день наиболее благоприятной считается освещенность в 1000 – 1500 Лк для торгового зала. Этот параметр замеряется на расстоянии одного метра от пола. Хотя индивидуальные особенности освещения могут варьироваться в зависимости от субъективных характеристик помещения, требований заказчика, окружающих условий. К примеру, освещенность отдельно стоящего магазина может и не превышать 700 – 800 Лк, но покупатели будут чувствовать себя вполне комфортно. А вот магазин, который располагается в большом торговом центре, с таким уровнем освещения будет проигрывать своим соседям.

В любом случае игра светом позволяет добиться необходимого уровня освещенности и соответственно более акцентного выделения некоторых отделов или сторон помещения.

Расчет освещенности торгового зала

Итак, как рассчитать освещение торгового зала? Для начала рассчитаем требуемый световой поток.

Fтребуемое=Sтп*Eнлм

где, Ен представляет собой нормативную освещенность (от 200 Лм);
Sтп – площадь торгового зала (к примеру, 80 кв.м.);

Таким образом, к примеру = 81*200= 16200 Лм.

На втором этапе расчетов определяем световой поток светильника:

ф= Eн*Кз* SТП*z/(n*u)

где, Кз является коэффициентом запаса освещенности (от 1,2 до 1,5);
z – представляет собой коэффициент, который характеризует неравномерность освещения. Он зависит от расстояния между светильниками и расчетной высотой z=f(l/hpассчетное)=1;
n- количество светильников;
u – является коэффициентом использования светового потока. Данная величина расчитывается как соотношение светового потока, падающего на расчетную поверхность к световому потоку от источников света.

Рассчитываем коэффициент использования светового потока — u=f(pnотолка; pcтен; pпола)

pnотолка – выражен в виде коэффициента отражения светового потока от потолка. Величина, зависящая от отражающей поверхности:
— для побеленных стен = 0,7;
— бетонные небелёные — 0,3;
— решетчатая конструкция -0,1.
pcтен — белая = 0,7; стеллажи = 0,5; небелёная со стеллажами = 0,3.
pпола = 0,1.

Для того, чтобы рассчитать количество светильников специалисты пользуются следующей формулой:

ф= Eн*Кз* SТП*z/(фтребуемое *u)

Если под данную формулу подставить наши значения, то получится:

ф=200*1,2*81*1*(16200*0,5)=19440/8100=2,4=2 светильника в ряду.

Далее определяем количество рядов светильников:

N=фтребуемое/ ф1ряда

Допустим, что наш светильник состоит из двух ламп, каждая из которых имеет мощность в 40 Вт и световой поток в 3150 Лм.

ф1ряда=2* 2 * 3150= 12600 Лм

Таким образом, нам потребуется 2551500 Лм. N=16200/12600= 1 ряд.

Расположение освещения в зале

После того как произведен расчет необходимого уровня освещенности торгового помещения, необходимого определить, как лучше расположить освещение в зале. Главный принцип создания световой композиции заключается в постепенном наращивании освещения к периметру и создании там выделенных световых зон. Это значит в том числе и то, что на всей площади торгового участка не должно быть затемненных зон. Только так можно создать направленное и равномерное движение покупателей. Интенсивность освещения достигается при помощи световых карнизов или использования оборудования со встроенной подсветкой, локальной подсветки отдельных участков, а также световых панно и указателей. Торговый зал, в котором освещение нарастает к задней стенке, покупатели воспринимают как укороченный, который можно легко и просто обойти. Свет манит покупателей к задней стенке. Особенно важна правильная схема световой композиции в крупных магазинах и в торговых залах, вытянутых вглубь.

Для того чтобы выделить собственный магазин в торговом центре необходимо учесть влияние соседей. Более ярко освещенный, использующий световые акценты магазин будет иметь явное преимущество, выделяться из череды торговых точек и заставлять посетителя торгового центра остановиться и зайти внутрь. Например, в одном торговом центре рядом находятся два магазина с одеждой. Один освещен мягким светом. Он прекрасно смотрелся бы, если рядом не находилась такая же торговая точка, но с более ярким освещением. В результате, первый магазин проигрывал уже с входа в него. Весь выставляемый товар казался блеклым и потускневшим. Такое восприятие у покупателей происходило на бессознательном уровне благодаря освещенности помещения.

Покупатель не любит затененных участков и темных углов и старается избегать их. Ведь при затемнении прилавка у клиента возникает мысль о том, что магазин пытается продать некачественный товар. Сильная, густая тень может привлечь внимание так же, как и световое пятно, – только к себе, а не к товару, который будет невозможно разглядеть. Поэтому освещение должно располагаться равномерно, для того чтобы создавать широту возможности выбора.

Единственный случай, когда можно играть с перепадами освещения – это свет в модном бутике. Зона яркого света олицетворяет собой активную самодемонстрацию и поиск партнера, а участок с приглушенным светом – последующее уединение с партнером. Но даже в таком случае, при создании магазина необходимо быть уверенным в квалификации дизайнера-светотехника, который не нанесет ущерб бизнесу.

В магазинах самообслуживания, особенно в крупных, часто применяются модульные подвесные системы с люминесцентными лампами.

Замечено, что для покупателя является дискомфортной та среда, в которой освещение зоны продажи товара распределено неравномерно или какой-либо источник света оказывает слепящее действие. Такое возможно при размещении подсветки сзади или сбоку товара. К тому же слишком высокая яркость отвлекает от товара, и покупатель испытывает раздражение. Низко расположенные осветительные приборы и подсветка торгового оборудования тоже могут создать эффект ослепимости. Это происходит в тех случаях, когда угол между источником света и уровнем глаз меньше 30°.

Если в торговом зале освещение сделать неравномерным, то покупатели будут двигаться по светлым зонам и максимально избегать затемненные. Поэтому по периметру помещения всегда необходимо устанавливать наиболее освещённые объекты, которые будут привлекать внимание покупателей.

Иногда, для того, чтобы создать сложный и извилистый маршрут движения клиентов создается освещение, которое подчеркивает особенности панировки. Так, потолочные светильники могут располагаться над проходами, образовывая «карту» помещения. Но в любом случае, основной акцент должен сосредотачиваться на товарах. Самый значимый свет должен совпадать с наиболее интересным для магазина товаром. Существенное световое акцентирование в интерьере возникает в тех случаях, когда освещенность в месте акцента в три раза превышает общую освещенность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector