Художественная обработка металла это

Художественная обработка металла это

История материальной культуры зафиксировала удивительные изделия из металла, выполненные мастерами прошлого: литые колокола и скульптурные монументы, кованые ограды и оружие, сосуды и светильники и многое другое. В каждый такой предмет вложен труд мастера-ремесленника, знающего приемы обработки золота и серебра, бронзы и железа, умеющего подчеркнуть в изделии особенности материала, необходимые для решения художественной задачи.

Современная технология заменила многие ручные приемы обработки металла промышленными способами. Но для изготовления уникальных и малосерийных изделий ручные способы обработки сохраняются и передаются новым поколениям мастеров и художников.

Промыслы художественной обработки металла начали формироваться в России в XVII в. Многие из них существуют и сегодня. Основные способы обработки металла следующие.

Литье — древний и очень распространенный способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Остывшую отливку зачищают и дорабатывают.

Ковка — один из способов обработки металлов давлением, связанный с кузнечным ремеслом. В отличие от драгоценных металлов, которые поддаются холодной ковке, железо требует нагревания до температуры более 1000 °С, когда его можно гнуть, деформировать, чтобы получить конструкцию или элементы орнамента заданных формы и размеров.

Ковке близка техника просечки, когда из тонкого листового металла (жести) вырубают ажурные орнаменты.

Чеканка — выбивание рельефа в тонком металлическом листе или пластине. Чеканку выполняют ударами молотка по специальному стальному стержню, получая необходимый объем на пластине или объемный предмет.

Скань (от др. -рус. скать — сучить, свивать) — оригинальная ювелирная техника создания узоров из гладкой или крученой проволоки (свитой в веревочки). Такой орнамент может стать накладным украшением предмета из металла, дерева, камня или из него можно изготовить ажурные вазочки, шкатулки, ювелирные украшения. Скань часто дополняют металлическими шариками (зернью), которые обогащают поверхность орнамента. Напаянная на поверхность предмета из металла скань образует контурный рисунок для перегородчатой эмали или вставки цветного камня.

Финифть, или живописная эмаль, — уникальная роспись металлических изделий эмалевыми красками по белому эмалевому грунту. Уникальность и сложность этой техники декорирования изделий определили ее ограниченное использование в центрах художественной обработки металлов. Стеклообразное покрытие, составляющее основу эмали, обеспечивает тонкий, блестящий слой поверхности расписных и обожженных пластин, закрепляемых в оправу из скани. Прозрачность, чистота и звучность эмалевых красок придают изделиям с финифтью нарядность и декоративность.

Чернение — один из традиционных видов декорирования серебра и золота — основано на вплавлении в резной, гравированный рисунок черни — сплава из серебра, меди, свинца или олова и серы. После обжига излишки черни снимают напильниками, поверхность изделия шлифуют и полируют. Сплав остается в гравюре, контрастно выделяясь на фоне светлого металла.

Великоустюгское черненое серебро. В Великом Устюге уже в XVI в. начали появляться различные ремесла, в том числе по обработке серебра, меди, железа. Славу Великого Устюга на долгое время составило черненое серебро, которое не только приобрело свой художественный почерк, но и оказало влияние на развитие черненого дела в Москве. Великоустюгские изделия XVIII в. — это гравюры на металле, штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом. Покрытый позолотой углубленный матовый фон подчеркивал глубину черненого рисунка на коробочках, табакерках, флаконах для духов. Тема оформления соответствовала назначению веши. Так, на табакерках изображали сцены охоты, военные баталии, на шкатулках для женских украшений — мотивы прогулок, торжественных выездов.

К началу XIX в. с переходом искусства к стилю «классицизм» формы изделий становятся проще, рисунок приобретает больше ясности. Мастера редко применяют позолоту, а на свободном поле светлого серебра черненую гравюру выполняют почти как рисунок на бумаге. На табакерки переносят вполне реалистические портреты, планы городов с большим числом надписей.

Современные мастера создают в основном черненые ювелирные украшения. На пластинах разной формы они гравируют розетку, развертывающийся бутон цветка или спиралевидный завиток орнамента, оставляя небольшое свободное поле серебра. Благодаря этому приему даже маленькие серьги приобретают декоративную выразительность, которая подчеркивается позолотой орнамента или обрамлением пластин.

Ростовская финифть. Мастера г. Ростова Ярославской области первоначально расписывали эмалью иконки, кресты, пластины для украшения церковных книг и сосудов (потиров). На эмалевых пластинах изображали фигуры святых, библейские сцены, монастыри.

В XIX в. наблюдается переход к реалистическим изображениям. Большое место в творчестве мастеров занимает портрет, иногда написанный в одной тональности: эмалью коричневого или черного цвета.

Дальнейшее развитие искусства ростовской финифти пошло по пути активного восстановления цветочных и растительных композиций в декоре брошей, пудрениц, маленьких зеркал, туалетных коробочек. Мастера продолжали совершенствовать и сюжетную живопись. Пейзажи Москвы и своего родного города, архитектурные памятники, а затем и композиции тематического содержания все больше закрепляются в творчестве художников.

Совершенствование эмалевой живописи связано с использованием в композиции изделий скани (филиграни). Она стала полноправной и неотъемлемой частью ювелирных украшений. Подвески из скани дополняют серьги и кулоны, скань образует выразительную оправу брошей.

Красносельский ювелирный промысел. Этот промысел в Костромской области — наиболее крупный центр производства ювелирных изделий из цветных металлов разных видов обработки. Промысел получил развитие в конце XIX в.

Современное творчество красносельских ювелиров традиционно ориентировано на изготовление ювелирных изделий, а также посуды: кувшинов, стопок, чашечек. Среди многих работ наибольшей оригинальностью и многообразием орнамента выделяется филигрань. Ее используют для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и ювелирных украшений.

Казаковская филигрань. Казаковская филигрань сложилась в середине 1930-х гг. как самобытное направление обработки металла в с. Казаково Нижегородской области. В этой технике создают объемные предметы: подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань. В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются изменение и развитие рисунка от геометрических зигзагообразных лент к мотивам растительного характера, умело переведенным в декоративные формы. Некоторое подражание кружевоплетению перешло в металлический узор, для которого типична упругость завитков и сочленений, связанная конструктивными тягами. Орнамент отличается чистотой и тщательностью отделки, что позволило дополнить ассортимент изделий коробочками, шкатулками, вазочками, которые украшает также растительный орнамент.

Мстёрский промысел. Мстёрский промысел развился в XIX в. Сначала из металла изготовляли чеканные оклады для икон.

В советское время мастера переключились на изготовление посуды из цветных металлов с последующим ее серебрением и золочением. Для украшения на подносах, подстаканниках, вазочках-конфетницах гравировали орнамент в виде скромных букетиков, веточек, розеток. Участки гравированного рисунка, как правило, золотили и полировали, остальная поверхность металла оставалась матовой.

Художественная обработка металла — один из старинных видов декоративно-прикладного искусства, высоко развитый у русских мастеров еще во времена Киевской Руси. Они владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Работы киевских литейщиков и златокузнецов отличались совершенством исполнения и пользовались широкой известностью за рубежом.
Литейное, кузнечное и ювелирное производство продолжало развиваться и в дальнейшем, о чем свидетельствуют многочисленные находки археологов, обнаруженные в Старой Рязани, на территории Владимиро-Суздальского княжества, в Новгороде, в Твери и в ряде других мест. Эта отрасль декоративно-прикладного искусства вновь достигает расцвета в XIV—XVII вв., в эпоху образования Русского государства. Крупными центрами художественной обработки металла становятся Москва, Ярославль, Великий Устюг. В XVI—XVII вв. наблюдается бурное развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Металл широко начинают использовать в архитектуре. В период барокко и классицизма в Москве и Петербурге создаются специализированные мастерские и фабрики (бронзолитейное предприятие Шопена и др.). Всесторонне подготовленные мастера художественной обработки металла группируются при крупных оружейных заводах: тульском, сестрорецком, златоустовском. В то же время выпуском чугунного художественного литья занимаются партикулярные предприятия, принадлежащие Бибарсову, Нарышкину, Баташовым, Демидовым.
Наряду с фабрично-заводской промышленностью развивается мелкое кустарное производство: кузнечно-слесарное и литейное в Павловской слободе бывшей Нижегородской губернии, чеканное в Ярославской, Вятской и Владимирской губерниях, ювелирное — в районе с. Красное близ Костромы, а также в Рыбной слободе бывшей Казанской губернии и в окрестностях Бронниц под Москвой.
К традиционным металлообрабатывающим предприятиям, восстановленным в советское время, относятся фабрики: «Северная чернь», «Ростовская финифть», Красносельская ювелирная фабрика, филиал Бронницкой ювелирно-художественной фабрики в подмосковном селе Синькове, художественные цехи при машиностроительном заводе имени Ленина и Каслинском машиностроительном заводе, и т.д.
В процессе производства используются разнообразные материалы и способы их обработки. Основные материалы — черные, драгоценные и цветные металлы, в ювелирных изделиях металл нередко сочетается самоцветными натуральными и искусственными камнями (алмазами, рубинами и т. п.), цветным стеклом, костью, рогом, перламутром, пластмассой. Существует несколько наиболее применяемых технологических приёмов художественной обработки металла.
Скань (филигрань) — способ изготовления художественных изделий из крученой или гладкой проволоки, иногда уплощённой посредством вальцовки. Материалом служит серебро, реже применяется золото. Элементы сканного узора соединяются при помощи пайки. Скань может быть ажурной или напайной, в последнем случае сканный узор напаивается на поверхность изделия. Отдельным деталям ажурного сканного узора иногда придается рельефность путем выколотки.
Зернь — оформление отдельных элементов изделий напайкой металлическими шариками («кернерами») диаметром от 0,5 до 1-4 мм. Применяется в сочетании со сканью. эмаль (финифть) — декоративное покрытие, накладывающееся на поверхность металлических изделий. По своему составу используемые в художественной промышленности эмали подразделяются на холодные (т. е. не требующие обжига) и горячие. Холодная эмаль изготовляется на основе мочевиноформальдегидных смол, наносится на изделие кистью или распылителем, после чего производится сушка. Горячие эмали накладываются в виде пастозной массы с помощью шпателя, затем высушиваются и подвергаются обжигу. Эмалевое покрытие обладает твердой, блестящей поверхностью и прочно сцепляется с металлом.
Эмали различаются по цвету и светопроницаемости. Существуют прозрачные эмали, сквозь которые просвечивает металлическая основа изделия; полупрозрачные — «палевые», переливающиеся на свету; непрозрачные —«глухие» эмали. В производственной практике применяются различные способы нанесения эмалевого покрытия; заливка эмалью углубленных участков, оттиснутых, на поверхности изделия,— выемчатая эмаль; заливка ячеек, разделенных тонкими металлическими перегородками или элементами напайного сканного узора,— перегородчатая эмаль, или эмаль по скани; заливка ячеек ажурного узора — «оконная» эмаль. В ряде случаев слабоокрашенной прозрачной эмалью целиком покрывается лицевая поверхность значков и медалей, имеющих плоскорельефное изображение, в целях выявления моделировки рельефа и имитации патины.

Читайте также:  Угловой кронштейн для кровати

Роспись по эмали — выполнение орнаментальных и сюжетных изображений на металлических пластинках, покрытых одноцветной эмалью. В качестве фонового покрытия чаще всего используется глухая эмаль белого цвета. Роспись производится жаростойкими керамическими красками и закрепляется посредством повторного обжига.

Чеканка (торевтика) — обработка металла путем выколотки или плющения. Работа производится специальным чеканочным молотком. Чеканка может служить самостоятельным способом изготовления художественных изделий, при этом используется листовой материал. В этом случае могут выполняться плоскорельефные или объемные изделия. Рельефная чеканка осуществляется различными способами: осаживанием металла на подкладной матрице, нанесением плоскорельефного рисунка специальными штампиками — пуансонная чеканка, свободным формированием рельефа на пластичной подкладке — резине, свинце или смоле. В последнем случае применяется набор чеканов — вспомогательных инструментов, имеющих форму притупленных зубилец, которые помещаются между молотком и обрабатываемым материалом. Разновидностью пуансонной чеканки является канфарение — набивка зернистой фактуры на поверхности изделия. Чеканка используется так же, как дополнительная операция при доработке и чистовой отделке художественного литья.

Гравировка — оформление художественных изделий поверхностной порезкой. Гравировка выполняется вручную специальными резцами — штихелями. По характеру технических приемов различается штриховая гравировка — выполнение рисунка контурными линиями и штрихами и рельефная резьба — обронная работа; в последнем случае производится выборка фона и рельефная разделка деталей изображения. Обронная техника нередко сочетается с чеканкой.
Насечка — выполнение узора путем инкрустации. Насечка производится по стали или слоновой кости серебром, золотом или медью. Техника насечки состоит в выборке контурных или локальных углублений на поверхности изделия с помощью штихеля и в забивке металлической проволоки или пластинок, используемых для инкрустации.

Чернь (ниэло) — выполнение графического узора на поверхности серебряных изделий путем наплавления черневого состава. В состав черни входят сернистые окислы серебра, меди и свинца. Синевато-черный черневой сплав обладает металлическим блеском, значительной прочностью и пластичностью, соединяется с серебряной основой изделия. Наносится на поверхность изделий с тисненым или гравированным узором, после чего изделие подвергается обжигу. плавленная чернь, растекаясь, заполняет углубления узора, излишки черни удаляются с помощью опиловки и шлифовки.
Давильные работы — вытягивание пустотелых объемных изделий концентрической формы на вращающейся болванке.

Накатка — способ нанесения рельефного рисунка или фактурной разделки на изделия концентрической формы. Накатка производится путем сопряжения вращающейся заготовки, закреплённой в патроне токарного станка, со стальным колесиком, на поверхности которого выгравирован соответствующий рельефный узор.

Штамповка — обработка металла посредством тиснения или удара. Производится на механических прессах со сменными приспособлениями — штампами. Основными элементами штампов являются ударный или рубящий инструмент — пуансон и мат— стальное ложе, повторяющее конфигурацию изделия. Путём штамповки осуществляется вырубка плоских заготовок листового металла, выгибка или вытягивание объемных форм, тиснение рельефных изображений.

Ковка — пластическая обработка металла путем плющения, изгибания, скручивания, рубки и т. п. Выполняется механическим способом или вручную с помощью несложного инструмента: молота, наковальни, зубил, фасонных пробойников. При изготовлении сложных рельефных элементов применяются пресс-формы.
Гнутье — упрощенная разновидность ковки, выполнение изделий из фабричных заготовок (проката) путем склепывания или сваривания гнутых элементов.
Литье — формование изделий из расплавленного металла. Наиболее распространенные способы художественного литья: отливка изделий в одностороннюю или двустороннюю земляную форму с применением опок — металлических рам с высокими прямоугольными стенками, заполняемых формовочной смесью; отливка в кокиль — металлическую разъемную ‘форму. При отливке изделий сложной конфигурации употребляются цельные формы, получаемые путем заформования и последующей выплавки восковых моделей. В современной практике поверхность восковых изделий предварительно покрывается силикатной оболочкой, обеспечивающей чистоту отливки — прецизионное литье. В подобных же случаях применяется способ кусковой формовки, выкладывания земляной литейной формы из нескольких составных частей. Для получения пустотелых отливок в разъемную форму выкладываются земляные болванки — стержни или применяется способ литья «на выплеск», при этом жидкий металл расплескивается по стенкам формы, а его излишки удаляются, Материалом для художественного литья служит чугун, бронза, алюминиевый сплав — силумин, а также различные цинковые сплавы, для ювелирных отливок употребляется серебро или золото. В ювелирном производстве практикуется литье под давлением.
Травление — снятие поверхностного слоя металла посредством химической обработки (с помощью кислот и щелочей), Травление служит промежуточной операцией, применяющейся для удаления окалины или для обезжиривания изделий перед пайкой или нанесением гальванопокрытий. Способом глубокого травления (химического фрезерования) выполняются различные плоскорельефные изображения.
В этом случае используется также электрохимическая обработка металла.
Гальванопластика — тиражирование художественных изделий электролитическим путем, т. е. посредством наращивания металла в гипсовые, восковые или графитовые формы, подвешиваемые в растворе электролита и находящиеся под воздействием электрического тока. Материалом для снятия гальванопластических копий служит чистая медь, цинк, серебро.
Монтировка — сборка художественных изделий из нескольких раздельно выполненных частей. Соединение деталей металлических изделий производится путем склепки, закатки, обжим стыкующихся деталей на токарном станке, точечной сварки, пайки и т. п.
При заклепке камня в ювелирных изделиях применяются следующие технические приемы: крепление в касте (обрамлении в виде гладкого ободка) производится путем обжима краев обрамления; крепление посредством «крапанов» — остроконечных выступов или зубчиков, захватывающих боковые скосы камня. При использовании мелких драгоценных камней (алмазов, гранатов и т. п.) применяется так называемая гризантная закрепка; в этом случае края камня захватываются заусенцами, отделенными от металлической основы изделия штихелем. В недорогих украшениях камни закрепляются при помощи клея.
Существует несколько видов отделочных операций по обработке металла.
Шлифовка — зачистка поверхности изделия шкуркой и абразивными пастами; производится вручную или машинным способом.

Читайте также:  Внутренний водосток промышленных зданий

Крацевка — чистовая обработка поверхности изделия металлическими вращающимися щетками в целях получения шелковистой фактуры. Этот прием используется так же, как промежуточная операция перед нанесением гальванопокрытий.

Полировка — придание поверхности металлических изделий зерркального блеска. Эта операция выполняется на вращающихся полировочных кругах с применением полировочных паст. При обработке отдельных участков полировка производится ручным инструментом. В некоторых случаях применяется химическая или электрохимическая полировка в специально оборудованных ваннах (разновидность травления).
Матование — получение мелкозернистой матовой фактуры на пескоструйных аппаратах. Поверхность изделий, подлежащих матованию, обрабатывается струей сухого песка или абразивной смесью.
Воронение — образование декоративного и антикоррозийного покрытия на поверхности стальных или чугунных изделий в виде окисной пленки. Воронение производится путем нагревания изделия в щелочном растворе или в масляной эмульсии. Полученная в результате воронения окисная пленка имеет сине-фиолетовый, коричневатый или красновато-бурый цвет.
Азотирование — термическое окрашивание металла в газовой среде.
Анодирование — электрохимическая обработка поверхности изделия, способствующая образованию прозрачной и прочной пленки, поддающейся проникающему окрашиванию. С помощью анодирования алюминий может быть окрашен в золотистый и серебристый цвета, а также в любой другой.
Оксидирование (патинирование) — ускоренное образование естественной окисной пленки на поверхности серебряных, модных, бронзовых или латунных изделий в декоративных целях. Оксидирование осуществляется химическим путем в растворе серной печени (смеси полисульфидов), в кислотах или других реактивах.
Серебрение, золочение, хромирование, меднение — нанесение декоративных и антикоррозийных металлических покрытий электролитическим или химическим способом.
«Мороз по жести» — старинный способ создания декоративного покрытия за счет выявления кристаллической структуры на поверхности луженых изделий. Технологический процесс обработки изделий включает лужение, резкое охлаждение заготовок, травление жести раствором соляной кислоты, покрытие поверхности изделий цветным прозрачным лаком

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Современный интерьер трудно представить без предметов декора, выполненных из металла. Это чеканные картины и литые скульптуры, кованные изделия и украшенные инкрустацией предметы.

Над изготовлением металлических изделий работают мастера, которые используют все многообразие приемов обработки металлов. На сегодняшний день существует несколько основных способов художественной обработки металлов, среди которых можно назвать следующие:

  • Чеканка ( выколотка) — представляет собой особый способ обработки металлов надавливанием и нажатием специальными инструментами, имеющими концы различного размера и формы. Как правило, эти инструменты имеют вид металлических стержней с разными выступами — боями.

Чеканное изображение может получиться плоскорельефным, рельефным или объемным. Чеканка на металле выполняется двумя основными способами: выколачивается на готовой матрице и на смоляных резиновых, свинцовых или деревянных подушках киянкой или круглым молотком.

Второй способ заключается в надавливании и нажатии специальными стержнями — боями, которые называются пуасонами и чеканами.

Чеканка на металле

  • Канфарение — одна из разновидностей пуасонной чеканки, в процессе изготовления которой изображение наносится способом выколачивания зернистой фактуры на поверхности металлического листа или изделия из металла.

Канфарение

  • Инкрустация ( насечка) — используется для украшения изделий изображениями или орнаментами, выполненными из различных видов материалов: драгоценных металлов ( золота и серебра), цветных металлов ( бронзы, меди, олова) на поверхности из дерева, кости, рога, янтаря или перламутра.

Броши — инкрустация в технике дамаскин.

В процессе выполнения насечки рисунок наносится на поверхность изделия с помощью штихелей, которыми делаются углубления. Далее изготавливают отдельные детали для инкрустирования и вставляют их в заранее определенные места.

Инкрустация по металлу

  • Скань — один из особых видов художественной обработки металлов, в процессе которого мастер скручивает тонкие проволочки или металлические нити = так называемую веревочку. Далее отдельные фрагменты соединяют друг с другом способом пайки. Прием изготовления изделий, в которых узор из скани набран на металлическую основу, называется филигранью.

Филигрань

Скань может быть как скрученной из отдельных металлических нитей, так и гладкой проволочки, которой посредством вальцовки придают плоскую форму. Чаще всего скань делают из меди или серебра, гораздо реже применяют золото в виду его высокой стоимости.

Скань

  • Эмаль ( финифть) — специальное стеклообразное цветное покрытие, которое наносится на металлическую поверхность в холодном или горячем виде. При холодном способе изготовления эмали краски наносят с помощью кисточки или специального распылителя и оставляют до полного высыхания.

Комплект украшений выполнен в технике финифть

На горячие эмали рисунок наносится пастой с помощью шпателя. Далее изделия просушивают, а затем подвергают процедуре обжига. Это позволяет придать эмалевому покрытию гладкость, блеск и прочность.

Комплект «Метелица» ( финифть)

Эмали различаются по уровню светопроницаемости: они могут быть прозрачными, полупрозрачными и глухими, то есть окрашенными в чистые однотонные цвета.

Читайте также:  Корзинка из газетных бумаг

Живопись по эмали

  • Выемчатая эмаль — вид художественной обработки металлических изделий, в процессе которой растолченная в порошок эмаль смешивается с водой и этой пластичной массой заполняются фигурные выемки и углубления, нанесенные на поверхность металла.

Далее изделие обжигается при высокой температуре, а затем затвердевшую эмаль шлифуют до тех пор, пока ее слой не сравняется с уровнем поверхности металла. Таким образом получаются изделия удивительной красоты, выемки и узоры на которых заполнены участками цветной эмали.

Выемчатая эмаль

  • Эмаль по скани — внутренние ячейки орнаментов, образованных переплетением проволочек или металлических нитей, заполняют эмалевой массой различных цветов. После обжига образуется твердая и гладкая поверхность эмали, на которой выделяется рельефный контур из скани.

Эмаль по скани

  • Перегородчатая эмаль — на металлическом основании — пластине со слегка загнутыми краями припаивают тонкие перегородки из металлической проволоки. Затем контурные ячейки. образующие узоры или рисунки, заполняют эмалевой массой разных цветов.

После процесса обжига и тщательного шлифования пластины получается цветное изображение, ограниченное узкими полосками металлических перегородок, которые находятся в одной плоскости с эмалевой поверхностью.

Для изготовления изделий в технике перегородчатой эмали чаще всего применялось золото, в результате чего получались удивительно красивые и роскошные украшения и дорогостоящие предметы декора интерьера .

Перегородчатая эмаль

  • Ажурная эмаль — с помощью лобзика из металлического листа выпиливают ажурные элементы. Далее шабером тщательно зачищают места пропилов и выполняют набор сканного ажура. Данная техника имеет также другие названия — оконная или витражная эмаль.

Ажурная ( витражная) эмаль

Затем ячейки и промежутки между перегородками заполняются прозрачной, слабо окрашенной эмалью. Прозрачной, чистой эмалью покрывают и изображения, выгравированные на металле. В результате обжига эмаль образует на поверхности металлического изделия красивую прозрачную пленку.

Ажурная эмаль

  • Эмаль по рельефу — на чеканную металлическую поверхность наносят мелкую гравировку, которая помогает закрепить эмаль. Далее изделие покрывают слоем эмали и обжигают.

Выемчатая лиможская эмаль ( эмаль по рельефу).

  • Роспись по эмали — изображение наносят на глухую эмаль различных цветов. Для росписи портретов, создания сюжетных композиций и изготовления орнаментов применяют живописную эмаль или специальные красители для керамики . Краски смешиваются с маслянистыми веществами — лавандовым маслом или скипидаром. В процессе повторного обжига роспись закрепляется, а положенные краски сливаются с грунтом. Благодаря этому получается красочное многоцветное изображение.

Роспись по эмали ( финифть).

  • Чернь — данная техника художественной обработки металлов состоит в нанесении или наплавлении черневого сплава на гравированную поверхность пластины из серебра. Черневой сплав состоит из сернистого соединения меди, свинца, серебра или других металлов. Сплав наносится в измельченном виде, после чего изделие обжигают. Чернь расплавляется, и все углубления на поверхности изделия заполняются.

Чернь на серебре

  • Литье — весьма популярная техника обработки различных металлов, для выполнения которой используются чугун, бронза, алюминий и цинковые сплавы. Литье также широко применяется в ювелирных работах, где используется золото или серебро.

Цельные изделия или детали формуют различными способами: отливкой в одностороннюю или двустороннюю песочную форму с применением опок, заполняемых формовочной смесью. Для изготовления сложных моделей используются цельные песчаные формы.

Литое изделие

В другом случае применяют способ кусковой формовки, при которой литейную форму получают из нескольких составных частей. Для образования пустотелых отливок в разъемную форму вкладывают песчаные болванки или используют способ литья с выплескиванием металла на стенки формы. В процессе изготовления ювелирных изделий практикуется литье под давлением.

Литье

  • Штамповка — способ художественной обработки металла под давлением, который заключается в определенной пластической деформации заготовки в штамповочной форме. С помощью метода штампования производят плоские заготовки из металлического листа, вытягивают или выгибают объемные детали, а также способом тиснения выполняют рельефные изображения.

Штампованные изделия из металла

  • Давильные работы — применяются для вытягивания объемных пустотелых изделий концентрической формы на вращающейся болванке. Цельную или разъемную болванку в форме будущего изделия закрепляют в патроне токарного станка, а металлическую заготовку устанавливают между задней бабкой станка и внешним торцом болванки. При постепенном вращении шпинделя мастер с помощью стального стержня, имеющего овальный наконечник, крепко прижимает заготовку к болванке, и таким образом придает изделию заранее продуманную форму.

Давильные работы ( образец изделия).

  • Накатка — это способ нанесения изображения или нужной фактуры на изделие концентрической формы. На поверхности стального колесика выгравирован заданный рисунок или орнамент, который при вращении оставляет рельефный узор на поверхности заготовки, закрепленной в патроне токарного станка.

Токарная накатка — рифление

  • Ковка — особый вид обработки металлов, в процессе которого металл разогревают и размягчают, а далее придают ему необходимую форму. Процесс ковки можно разделить на несколько отдельных операций: вытягивание, укорачивание, расплющивание, загибание, закручивание и прессовка ( используется для изготовление сложных изделий с применением пресс — формы).

Кованые ворота

  • Травление — способ снятия поверхностного слоя металла с помощью специальных химических составов — кислот и щелочей. Это помогает обезжирить изделия перед пайкой и нанесением гальванического покрытия, а также служит для удаления окалины. Посредством процедуры глубокого травления выполняют плоскорельефные изображения.

Многослойное травление металла

  • Гальванопластика — прием изготовления металлических изделий электролитическим способом из цинка, чистой меди и серебра. В раствор электролита помещаются формы из гипса , воска или графита, а далее под действием электрического тока происходит процесс наращивания металла для придания изделию нужных очертаний.

Изделие по мотивам картины » Охотники на привале» ( гальванопластика).

  • Монтировка — процесс сборки металлических изделий из отдельных деталей или элементов. Для сборки цельного изделия из деталей используется сварка, пайка, закатка или обжим на токарном станке. При изготовлении ювелирных украшений для соединения драгоценных камней с металлической основой изделия используется несколько различных видов крепления:

1) Камень прочно закрепляется гладким металлическим ободком.

Камень в прочном металлическом ободке

2) Боковые скошенные части камня захватывают остроконечными зубчиками.

Драгоценный камень в изделии закреплен с помощью зубчиков.

3) Камень приклеивают к поверхности драгоценного металла, обработанной штихелем.

Камень приклеен к металлической основе

  • Отделка изделий — данный способ обработки металла состоит в полировке его поверхности и покрытии тонким слоем более прочного и стойкого металла. Зачастую для этих целей применяют хром, медь, никель, а также серебро и золото. С целью придания изделию большей декоративности, на поверхность металла можно наносить покрытия любого оттенка.

Позолоченные ювелирные изделия

Таким образом, мы рассмотрели всевозможные способы художественной обработки металлов, которые позволяют мастерам делать уникальные украшения и предметы дизайна интерьера . На сегодняшний день новые технологии позволяют облегчить многие виды работ, а также делать большинство операций гораздо быстрее, чем в прежние времена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector